Тема 21. Функционально-смысловые типы речи

Текст урока
  • Двадцать первое задание связано с такими понятиями, как типы текста: повествование, описание, рассуждение.

    Вот несколько практических советов, как их отличить.

  • Совет первый

    В тексте-повествовании основной частью речи является глагол. Мы наблюдаем, как одно действие сменяет другое. Такой текст можно проиллюстрировать серией картинок. Текст-повествование даёт ответ на вопрос: «Что происходит?» (родился, поступил в Лицей, написал первое стихотворение, переехал в Петербург, уехал на Кавказ и так далее).

  • В тексте-описании основной частью речи является прилагательное. Мы наблюдаем одну картинку, но по ходу чтения она дополняется деталями. Текст-описание даёт ответ на вопрос: «Какой предмет?» (унылый день, пасмурное небо, моросящий дождь, низкие тучи  и так далее).

  • В тексте-рассуждении нет главной части речи. Основное в нём – авторская мысль. Мы не видим какой-то картинки, а только слышим рассуждения автора, который общается с нами напрямую. Такой текст даёт ответ на вопросы: «Почему? Отчего? Зачем?» (Что такое культурный человек? Тот, который помнит, когда родился Толстой? А если он это помнит, но по-хамски ведёт себя по отношению к другим людям. Его можно назвать культурным человеком?)

  • Совет второй

    Распространённой ошибкой является смешение текстов рассуждений и повествований. В тексте-рассуждении тоже есть движение, но только это движение связано с развитием авторской мысли. В тексте-повествовании динамика определяется действиями какого-то героя.

    Внимательно читайте текст и вникайте в смысл прочитанного!