Тема 9. Правописание приставок

Текст урока
  • В задании 9 необходимо вставить пропущенные буквы в соответствии с правилами написания приставок.

  • Самая сложная орфограмма – «Приставки ПРЕ- и ПРИ- ». Находим строчку с данными приставками и на некоторое время о ней забываем. Расчёт следующий: или мы найдём верный ответ до разбора слов с ПРЕ- и ПРИ-, или эта строка окажется правильным решением задания методом исключения.

    Обратим внимание на следующие моменты:

  • Следует различать приставки НИЗ-НИС-, оканчивающиеся на З - С, и приставки НЕС-НЕ-» + «С-»), например в слове «несговорчивый». Приставки НЕЗ-  в русском языке нет.

  • Гласная Е свидетельствует о том, что следующая буква – только С: приставки «З» в русском языке нет.

  • Гласная И – показатель, что эта приставка может оканчиваться либо на З, либо на С в зависимости от звонкости-глухости последующего согласного.

  • Совет второй

    Следует хорошо знать случаи перехода «И» в «Ы» после приставок: розЫск, но поИск. Замена «И» на «Ы» возможна только после русских приставок на согласную.

  • Чтобы понять, какая перед вами приставка – русская или иноязычная, -  используйте такой приём. Русская приставка часто употребительная, приставка иноязычного происхождения – редкая: контригра, панисламизм.

  • Совет третий

    Нельзя исключать ситуацию, что всё равно придётся  работать с приставками ПРЕ-ПРИ-. Поэтому перед экзаменом обязательно повторите эту орфограмму. Помните, что правописание большинства слов проверить нельзя. Лучше всего использовать ассоциативный способ запоминания словарных слов: слЕдователь прЕследует прЕступника.

    Удачи!