Тема 9. Правописание приставок

  • Задание 1

    Отметьте ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. 

    • бе..радостный, не..говорчивый
    • пр..обрёл, пр..украсил
    • не..писуемый, р..зыграть
    • фел..етон, ад..ютант
    • по..скочить, о..гадать
     
    Пояснение
     

    Чтобы верно выделить приставку, необходимо правильно определить корень слова.  Если корень начинается с согласной буквы, следует различать, звонкая она или глухая.

    беЗ­ра­дост­ный, не­Сго­вор­чи­вый

    Безрадостный – в приставке БЕЗ-  перед звонким согласным Р пишем букву З.

    Несговорчивый – в  слове две приставки: приставка НЕ- и приставка С-. Приставки З- не бывает. Пропущена буква С

    Итак, буква пропущена в приставке, но не одна и та же.

    прИ­обрёл, прИ­укра­сил

    Приобрёл –  в приставке ПРИ- в значении присоединения пропущена буква И.

    Приукрасил – в приставке ПРИ- в значении неполноты действия пропущена  буква И.

    Итак, одна и та же буква пропущена в приставке.

    не­Опи­су­е­мый, рАзыг­рать

    Неописуемый – в слове две приставки: приставка НЕ- и приставка О-, так как русскоязычной приставки А нет, пропущена приставка О.

    Разыграть – в изменяемой приставке РАЗ- пропущена буква А, так как в приставках  РАЗ- и РАС- без ударения пишется А.

    Итак, буква пропущена в приставке, но не одна и та же, поэтому эта пара слов к заданию не подходит.

    фе­лЬе­тон, адЪ­ютант

    Фельетон – корень слова -фельетон-. Буква Ь пропущена в корне слова.

    Адъютант – корень слова -адъютант-. Буква Ъ пропущена в корне слова.

    Итак, буква пропущена не в приставке, поэтому эта пара слов к заданию не подходит.

    поД­ско­чить, оТ­га­дать

    Подскочить –  в неизменяемой приставке ПОД-  пропущена буква Д.

    Отгадать – в неизменяемой приставке ОТ-  пропущена буква Т.

    Итак, буква пропущена в приставке, но не одна и та же, поэтому к заданию не подходит.

    Следовательно, правильный ответ: прИобрёл, прИукрасил.

  • Задание 2

    Отметьте ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.

    • бе..возвратный, и..меритель
    • контр..гра, небез..звестный
    • необ..ятный, компан..он
    • пр..одолеть, пр..лежный
    • пр..отец, пр..топлазма
     
    Пояснение
     

    Чтобы верно выделить приставку, необходимо правильно определить корень слова.  Если корень начинается с согласной буквы, следует различать, звонкая она или глухая.

    беЗ­воз­врат­ный, иЗ­ме­ри­тель

    Безвозвратный – в приставке БЕЗ-  пропущена буква З, так как после приставки стоит звонкий согласный В.

    Измеритель – в  приставке ИЗ- пропущена буква З, так как после приставки стоит звонкий согласный М.

    Итак, в приставке пропущена одна и та же буква.

    кон­трИ­г­ра, не­безЫз­вест­ный

    Контригра – в корне слова -игра- пропущена буква И.

    Небезызвестный – в корне слова  -ызвестн- пропущена буква Ы.

    Итак, буква пропущена не в приставке, поэтому эта пара слов к заданию не подходит.

    не­обЪ­ят­ный, ком­па­нЬон

    Необъятный – в корне слова -объя- пропущена буква Ъ.

    Компаньон –  в корне слова -компань- буква Ь пропущена .

    Итак,  пропущена буква не в приставке, поэтому эта пара слов к заданию не подходит.

    прЕ­одо­леть, прИ­леж­ный

    Преодолеть -  в приставке ПРЕ-, в значении преодоления пропущена буква Е.

    Прилежный - в корне слова -прилежн- пропущена буква И.

    Итак, пропущены разные буквы в разных частях слова. Эта пара слов к заданию не подходит.

    прА­о­тец, прО­то­плаз­ма

    Праотец - в приставке ПРА- в значении «древний» пропущена буква А .

    Протоплазма - в корне -прото- пропущена буква О . Буква пропущена в корне.

    Итак, пропущены разные буквы в разных частях слова. Эта пара слов к заданию не подходит.

    Следовательно, правильный ответ: беЗвозвратный, иЗмеритель.

  • Задание 3

    Отметьте ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. 

    • под..двинуть, перен..ладить
    • интерв..юировать, кон..юнктура
    • пр..cмирев, правопр..емник
    • ра..щедрился, и..царапать
    • ант..тезис, пер..вооружение
     
    Пояснение
     

    Чтобы верно выделить приставку, необходимо правильно определить корень слова.  Если корень начинается с согласной буквы, следует различать, звонкая она или глухая.

    по­дО­дви­нуть, пе­ре­нА­ла­дить

    Пододвинуть – в приставке ПОДО- пропущена буква О.

    Переналадить – в приставке НА- пропущена буква А.

    Итак, буква пропущена в приставке, но не одна и та же, поэтому к заданию не подходит.

    ин­тер­вЬю­и­ро­вать, конЪ­юнк­ту­ра

    Интервьюировать – в корне -интервью- пропущена буква Ь.

    Конъюнктура – в корне -конъюнктур- пропущена буква Ъ.

    Итак, буква пропущена не в приставке, поэтому эта пара слов к заданию не подходит.

    прИcмирев, пра­во­прЕ­ем­ник

    Присмирев – в приставке ПРИ-, обозначающей неполноту действия, пропущена буква И.

    Правопреемник – в корне -преем-, пропущена буква Е.

    Итак, пропущены разные буквы в разных частях слова. Эта пара слов к заданию не подходит.

    раС­щед­рил­ся, иС­ца­ра­пать

    Расщедрился – в приставке РАС-, пропущена буква С. Корень -щедр- начинается с глухой буквы Щ. Перед глухими согласными в приставках РАЗ-, РАС- пишется буква С.

    Исцарапать –  в приставке ИС-, пропущена буква С. Корень -царап- начинается с глухой согласной Ц. Перед глухими согласными в приставках ИЗ-, ИС- пишется С.

    Итак, в приставке пропущена одна и та же буква.

    ан­тИ­те­зис, пе­рЕ­во­ору­же­ние

    Антитезис –  в иноязычной приставке АНТИ-, пропущена буква И.

    Перевооружение – в приставке ПЕРЕ-, пропущена буква Е.

    Итак, буква пропущена в приставке, но не одна и та же, поэтому к заданию не подходит.

    Следовательно, правильный ответ: расщедрился, исцарапать.

  • Задание 4

    Отметьте ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.

    • обез..яний, транс..европейский
    • пр..небрежение, пр..скорбное
    • н..кинутый, пр..родина
    • об..грать, сверх..нициативный
    • не..гораемый, ра..говор
     
    Пояснение
     

    Чтобы верно выделить приставку, необходимо правильно определить корень слова.  Если корень начинается с согласной буквы, следует различать, звонкая она или глухая.

    обе­зЬя­ний, трансЪ­ев­ро­пей­ский

    Обезьяний – в корне слова -обезьян- пропущена буква Ь.

    Трансъевропейский – на стыке иноязычной приставки  ТРАНС- и корня -ЕВРОП- пропущена буква Ъ.

    Итак, пропущены разные буквы в разных частях слова. Эта пара слов к заданию не подходит.

    прЕ­не­бре­же­ние, прИ­скорб­ное

    Пренебрежение –  в корне -пренебреж- пропущена буква Е.

    Прискорбное – в приставке ПРИ-, утратившей своё первоначальное значение, пропущена буква И. Слово необходимо запомнить.

    Итак, пропущены разные буквы в разных частях слова. Эта пара слов к заданию не подходит.

    нА­ки­ну­тый, прА­ро­ди­на

    Накинутый –  в приставке НА- пропущена буква А.

    Прародина – в приставке ПРА-, в значении "ДРЕВНИЙ", пропущена буква А.

    Итак, в приставке пропущена одна и та же буква.

    обЫг­рать, сверх­И­ни­ци­а­тив­ный

    Обыграть – в корне слова -ыгр- пропущена буква Ы.

    Сверхинициативный –  в корне слова -иници- пропущена буква И.

    Итак, буква пропущена не в приставке, поэтому эта пара слов к заданию не подходит.

    не­Сго­ра­е­мый, раЗ­го­вор

    Несгораемый –  в приставке пропущена буква С.

    Разговор – в приставке РАЗ- пропущена буква З. Перед звонкой согласной корня    -говор- пишется приставка РАЗ-.

    Итак, буква пропущена в приставке, но не одна и та же, поэтому к заданию не подходит. 

    Следовательно, правильный ответ: накинутый, прародина.

  • Задание 5

    Отметьте ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.

    • и..подлобья, ра..мечтался
    • грузопод..ёмник, в..юга
    • с..змала, спорт..гра
    • пр..мудрый, пр..бывать (на отдыхе)
    • в..зомнить, н..перегонки
     
    Пояснение
     

    Чтобы верно выделить приставку, необходимо правильно определить корень слова.  Если корень начинается с согласной буквы, следует различать, звонкая она или глухая.

    иС­под­ло­бья, раЗ­меч­тал­ся

    Исподлобья – в приставке ИС-,  перед глухим согласным П, пропущена буква С.

    Размечтался – в приставке РАЗ-,  перед звонким согласным М, пропущена  буква З.

    Итак, буква пропущена в приставке, но не одна и та же, поэтому к заданию не подходит.

    гру­зо­подЪёмник, вЬюга

    Грузоподъёмник –  в корне слова -подъём- пропущена буква Ъ.

    Вьюга – в корне слова -вьюг- пропущена буква Ь.

    Итак, буква пропущена не в приставке, поэтому эта пара слов к заданию не подходит.

    сЫз­ма­ла, спор­тИ­г­ра

    Сызмала –  в приставке ЫЗ- пропущена буква Ы. Приставка ИЗ- поменяла букву И на Ы, так как перед ней стоит ещё одна приставка С-.

    Спортигра – в корне слова -игр- пропущена буква И.

    Итак, пропущены разные буквы в разных частях слова. Эта пара слов к заданию не подходит.

    прЕ­муд­рый, прЕ­бы­вать

    Премудрый –  в приставке ПРЕ- в значении ОЧЕНЬ пропущена буква Е.

    Пребывать (на отдыхе) – в приставке ПРЕ- в значении БЫТЬ, НАХОДИТЬСЯ пропущена буква Е.

    Итак, одна и та же буква пропущена в приставках.

    вОзо­мнить, нА­пе­ре­гон­ки

    Возомнить – в приставке ВОЗО- пропущена буква О.

    Наперегонки – в приставке НА- пропущена буква А.

    Итак, буква пропущена в приставке, но не одна и та же, поэтому к заданию не подходит.

    Следовательно, правильный ответ: прЕмудрый, прЕбывать.