Тема 9. Правописание приставок
-
Задание 1
Отметьте ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
- бе..радостный, не..говорчивый
- пр..обрёл, пр..украсил
- не..писуемый, р..зыграть
- фел..етон, ад..ютант
- по..скочить, о..гадать
Разбор задания СвернутьЧтобы верно выделить приставку, необходимо правильно определить корень слова. Если корень начинается с согласной буквы, следует различать, звонкая она или глухая.
беЗрадостный, неСговорчивый
Безрадостный – в приставке БЕЗ- перед звонким согласным Р пишем букву З.
Несговорчивый – в слове две приставки: приставка НЕ- и приставка С-. Приставки З- не бывает. Пропущена буква С.
Итак, буква пропущена в приставке, но не одна и та же.
прИобрёл, прИукрасил
Приобрёл – в приставке ПРИ- в значении присоединения пропущена буква И.
Приукрасил – в приставке ПРИ- в значении неполноты действия пропущена буква И.
Итак, одна и та же буква пропущена в приставке.
неОписуемый, рАзыграть
Неописуемый – в слове две приставки: приставка НЕ- и приставка О-, так как русскоязычной приставки А нет, пропущена приставка О.
Разыграть – в изменяемой приставке РАЗ- пропущена буква А, так как в приставках РАЗ- и РАС- без ударения пишется А.
Итак, буква пропущена в приставке, но не одна и та же, поэтому эта пара слов к заданию не подходит.
фелЬетон, адЪютант
Фельетон – корень слова -фельетон-. Буква Ь пропущена в корне слова.
Адъютант – корень слова -адъютант-. Буква Ъ пропущена в корне слова.
Итак, буква пропущена не в приставке, поэтому эта пара слов к заданию не подходит.
поДскочить, оТгадать
Подскочить – в неизменяемой приставке ПОД- пропущена буква Д.
Отгадать – в неизменяемой приставке ОТ- пропущена буква Т.
Итак, буква пропущена в приставке, но не одна и та же, поэтому к заданию не подходит.
Следовательно, правильный ответ: прИобрёл, прИукрасил.
-
Задание 2
Отметьте ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
- бе..возвратный, и..меритель
- контр..гра, небез..звестный
- необ..ятный, компан..он
- пр..одолеть, пр..лежный
- пр..отец, пр..топлазма
Разбор задания СвернутьЧтобы верно выделить приставку, необходимо правильно определить корень слова. Если корень начинается с согласной буквы, следует различать, звонкая она или глухая.
беЗвозвратный, иЗмеритель
Безвозвратный – в приставке БЕЗ- пропущена буква З, так как после приставки стоит звонкий согласный В.
Измеритель – в приставке ИЗ- пропущена буква З, так как после приставки стоит звонкий согласный М.
Итак, в приставке пропущена одна и та же буква.
контрИгра, небезЫзвестный
Контригра – в корне слова -игра- пропущена буква И.
Небезызвестный – в корне слова -ызвестн- пропущена буква Ы.
Итак, буква пропущена не в приставке, поэтому эта пара слов к заданию не подходит.
необЪятный, компанЬон
Необъятный – в корне слова -объя- пропущена буква Ъ.
Компаньон – в корне слова -компань- буква Ь пропущена .
Итак, пропущена буква не в приставке, поэтому эта пара слов к заданию не подходит.
прЕодолеть, прИлежный
Преодолеть - в приставке ПРЕ-, в значении преодоления пропущена буква Е.
Прилежный - в корне слова -прилежн- пропущена буква И.
Итак, пропущены разные буквы в разных частях слова. Эта пара слов к заданию не подходит.
прАотец, прОтоплазма
Праотец - в приставке ПРА- в значении «древний» пропущена буква А .
Протоплазма - в корне -прото- пропущена буква О . Буква пропущена в корне.
Итак, пропущены разные буквы в разных частях слова. Эта пара слов к заданию не подходит.
Следовательно, правильный ответ: беЗвозвратный, иЗмеритель.
-
Задание 3
Отметьте ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
- под..двинуть, перен..ладить
- интерв..юировать, кон..юнктура
- пр..cмирев, правопр..емник
- ра..щедрился, и..царапать
- ант..тезис, пер..вооружение
Разбор задания СвернутьЧтобы верно выделить приставку, необходимо правильно определить корень слова. Если корень начинается с согласной буквы, следует различать, звонкая она или глухая.
подОдвинуть, перенАладить
Пододвинуть – в приставке ПОДО- пропущена буква О.
Переналадить – в приставке НА- пропущена буква А.
Итак, буква пропущена в приставке, но не одна и та же, поэтому к заданию не подходит.
интервЬюировать, конЪюнктура
Интервьюировать – в корне -интервью- пропущена буква Ь.
Конъюнктура – в корне -конъюнктур- пропущена буква Ъ.
Итак, буква пропущена не в приставке, поэтому эта пара слов к заданию не подходит.
прИcмирев, правопрЕемник
Присмирев – в приставке ПРИ-, обозначающей неполноту действия, пропущена буква И.
Правопреемник – в корне -преем-, пропущена буква Е.
Итак, пропущены разные буквы в разных частях слова. Эта пара слов к заданию не подходит.
раСщедрился, иСцарапать
Расщедрился – в приставке РАС-, пропущена буква С. Корень -щедр- начинается с глухой буквы Щ. Перед глухими согласными в приставках РАЗ-, РАС- пишется буква С.
Исцарапать – в приставке ИС-, пропущена буква С. Корень -царап- начинается с глухой согласной Ц. Перед глухими согласными в приставках ИЗ-, ИС- пишется С.
Итак, в приставке пропущена одна и та же буква.
антИтезис, перЕвооружение
Антитезис – в иноязычной приставке АНТИ-, пропущена буква И.
Перевооружение – в приставке ПЕРЕ-, пропущена буква Е.
Итак, буква пропущена в приставке, но не одна и та же, поэтому к заданию не подходит.
Следовательно, правильный ответ: расщедрился, исцарапать.
-
Задание 4
Отметьте ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
- обез..яний, транс..европейский
- пр..небрежение, пр..скорбное
- н..кинутый, пр..родина
- об..грать, сверх..нициативный
- не..гораемый, ра..говор
Разбор задания СвернутьЧтобы верно выделить приставку, необходимо правильно определить корень слова. Если корень начинается с согласной буквы, следует различать, звонкая она или глухая.
обезЬяний, трансЪевропейский
Обезьяний – в корне слова -обезьян- пропущена буква Ь.
Трансъевропейский – на стыке иноязычной приставки ТРАНС- и корня -ЕВРОП- пропущена буква Ъ.
Итак, пропущены разные буквы в разных частях слова. Эта пара слов к заданию не подходит.
прЕнебрежение, прИскорбное
Пренебрежение – в корне -пренебреж- пропущена буква Е.
Прискорбное – в приставке ПРИ-, утратившей своё первоначальное значение, пропущена буква И. Слово необходимо запомнить.
Итак, пропущены разные буквы в разных частях слова. Эта пара слов к заданию не подходит.
нАкинутый, прАродина
Накинутый – в приставке НА- пропущена буква А.
Прародина – в приставке ПРА-, в значении "ДРЕВНИЙ", пропущена буква А.
Итак, в приставке пропущена одна и та же буква.
обЫграть, сверхИнициативный
Обыграть – в корне слова -ыгр- пропущена буква Ы.
Сверхинициативный – в корне слова -иници- пропущена буква И.
Итак, буква пропущена не в приставке, поэтому эта пара слов к заданию не подходит.
неСгораемый, раЗговор
Несгораемый – в приставке пропущена буква С.
Разговор – в приставке РАЗ- пропущена буква З. Перед звонкой согласной корня -говор- пишется приставка РАЗ-.
Итак, буква пропущена в приставке, но не одна и та же, поэтому к заданию не подходит.
Следовательно, правильный ответ: накинутый, прародина.
-
Задание 5
Отметьте ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
- и..подлобья, ра..мечтался
- грузопод..ёмник, в..юга
- с..змала, спорт..гра
- пр..мудрый, пр..бывать (на отдыхе)
- в..зомнить, н..перегонки
Разбор задания СвернутьЧтобы верно выделить приставку, необходимо правильно определить корень слова. Если корень начинается с согласной буквы, следует различать, звонкая она или глухая.
иСподлобья, раЗмечтался
Исподлобья – в приставке ИС-, перед глухим согласным П, пропущена буква С.
Размечтался – в приставке РАЗ-, перед звонким согласным М, пропущена буква З.
Итак, буква пропущена в приставке, но не одна и та же, поэтому к заданию не подходит.
грузоподЪёмник, вЬюга
Грузоподъёмник – в корне слова -подъём- пропущена буква Ъ.
Вьюга – в корне слова -вьюг- пропущена буква Ь.
Итак, буква пропущена не в приставке, поэтому эта пара слов к заданию не подходит.
сЫзмала, спортИгра
Сызмала – в приставке ЫЗ- пропущена буква Ы. Приставка ИЗ- поменяла букву И на Ы, так как перед ней стоит ещё одна приставка С-.
Спортигра – в корне слова -игр- пропущена буква И.
Итак, пропущены разные буквы в разных частях слова. Эта пара слов к заданию не подходит.
прЕмудрый, прЕбывать
Премудрый – в приставке ПРЕ- в значении ОЧЕНЬ пропущена буква Е.
Пребывать (на отдыхе) – в приставке ПРЕ- в значении БЫТЬ, НАХОДИТЬСЯ пропущена буква Е.
Итак, одна и та же буква пропущена в приставках.
вОзомнить, нАперегонки
Возомнить – в приставке ВОЗО- пропущена буква О.
Наперегонки – в приставке НА- пропущена буква А.
Итак, буква пропущена в приставке, но не одна и та же, поэтому к заданию не подходит.
Следовательно, правильный ответ: прЕмудрый, прЕбывать.