Тема 5. Лексические нормы

Текст урока
  • Пятое задание проверяет умение правильно употреблять парОнимы в речи — то есть слова, имеющие сходное звучание, но разное лексическое значение. Например: болотный и болотистый, гуманный и гуманитарный. Когда какое слово употребляется?

  • Совет первый

    Ознакомившись с заданием, подберите к каждому выделенному слову пароним. Рассуждайте так: если этот вариант неверный, то какая ему может быть альтернатива?

  • Чаще всего именно на этом этапе многое проясняется. Например, вы думаете: можно ли так сказать — «глинистая пыль»? Как вариант подбираете пароним — «глиняная пыль». Это словосочетание явно неправильное, потому что глиняным может быть кувшин, сосуд. Глиняную пыль представить трудно.

  • Совет второй

    Очень часто в этом задании встречаются прилагательные, заканчивающиеся на -ИЧНЫЙ и -ИЧЕСКИЙ: гармоничный — гармонический, артистичный — артистический, практичный — практический. Обычно прилагательные на -ИЧНЫЙ употребляются с существительными, обозначающими людей, а на -ИЧЕСКИЙ — с неодушевлёнными предметами:

    практический совет — практичный человек,

    гармоничная личность — гармонические колебания.

  • Совет третий

    Часто мы не видим ошибку в словосочетании «материал был максимально информационным» (правильно сказать — «информативный материал»), путаем слова «нестерпимый» и «нетерпимый». Чтобы этого избежать, выполняйте как можно больше тренировочных упражнений и проверяйте себя по словарям паронимов.

  • И ещё, очень важное замечание: будет обидно, если слово вы подберёте правильное, но запишите его с ошибкой. Будьте внимательны!

    Тренируйтесь, у вас всё получится!