Тема 25. Сочинение

Текст урока
  • Сочинение-рассуждение будет оцениваться по 12 критериям, главными из которых являются:

    1. Определение проблемы.
    2. Комментирование проблемы.
    3. Определение авторской позиции.
    4. Аргументация своего согласия или несогласия с мнением автора.

    Проблема по-другому называется основным вопросом. Чтобы правильно сформулировать проблему, следуйте следующим советам.

  • Совет первый

    В основе любой проблемы лежит какое-либо противоречие, то есть расхождение во взглядах, идеях, убеждениях.  Читая тест, вы должны сами себе отвечать на вопрос: «Нет ли здесь противоречия?» О чём в тексте можно сказать: «С одной стороны…… с другой стороны». 

  • Бывает так, что в тексте высказана только одна сторона противоречия, а другая легко воссоздаётся в нашем сознании. Например, в тексте говорится о книгах и пользе чтения. Противоположное мнение заключается в иной точке зрения. И пусть она не высказана в тексте, но мыслится она ясно и понятно.

  • Совет второй

    В тексте может оказаться несколько противоречий, то есть несколько проблем. Но писать сочинение вы должны по одной выбранной вами проблеме. Выбирая её, сразу ориентируясь на литературное произведение, в котором поднимается подобный вопрос. Выберите ту проблему, по которой вы можете привести литературный аргумент.

  • Совет третий

    Этот совет посвящен написанию комментария. После того как вы определили проблему, прокомментируйте её. В основе комментария лежит сжатый пересказ, построенный на основе обобщения материала, однако если голый пересказ будет подменять комментарий, вы получите 0 баллов.

  • Комментарий отличается от  пересказа тем, что в комментарий вы добавляете ещё одного героя – автора – с помощью следующих фраз: «автор говорит»,  «автор высказывает предположение», «писатель рассуждает», «писатель обращает наше внимание» и так далее.

  • Согласно критериям оценивания комментария вам необходимо привести два аргумента из текста. Сделать это лучше при помощи цитирования.  Проверить, справились ли вы с комментированием проблемы, достаточно просто:

    Первое. В текст введён новый персонаж – автор.

    Второе. Вы дважды обратились к тексту, использовав в качестве аргументов цитаты.

  • Совет четвёртый

    Следующий этап – формулирование позиции автора по поднятой им проблеме. Авторская позиция выражается в том, как сам автор отвечает на проблемный вопрос. Иногда этот ответ  непосредственно дан в тексте в виде предложения. Иногда его нужно сформулировать самому. Это, конечно, сложнее, но тоже выполнимо. Читая текст, мы чувствуем отношение автора к предмету речи. Это отношение и будет составлять основу позиции автора.

  • Совет пятый

    Далее необходимо аргументированно обосновать собственное отношение к поднимаемой автором проблеме. Эта часть сочинения обычно начинается с предложения: «Я согласен (не согласен) с позицией автора». Далее объясняется, на каких аргументах основывается ваша позиция. Аргументов должно быть два: один из жизни, другой из литературы или оба из литературы.

  • Если вы не знаете, как аргументировать своё мнение, то не нужно ничего придумывать и лить воду. Да, если вы ограничитесь лишь первым предложением, то по этому критерию вы получите всего 0 баллов. Но этот критерий не единственный в оценке работы. Лучше добиться того, чтобы  все остальные баллы были высшими: за орфографию, пунктуацию, за композицию, за речевую точность. В этом случае вы получите 21 балл из 24. Это отличный результат. Не стоит расстраиваться, что вы не вспомнили ни одного литературного произведения.

  • Обратите внимание, как звучит один из аргументов – «опора на жизненный опыт». Не «на личный опыт». Часто в сочинениях эти понятия подменяются. Жизненный опыт – это то, что стало общеизвестным жизненным фактом в разных областях наук и сферах деятельности, то, что произошло не с вами лично, а в жизни других людей, общества, о чём  вы узнали из журналов, телепередач, других средств массовой информации.

  • Многие при написании сочинения  сомневается в правильности собственной аргументации. Проверьте это следующим образом: ваша мысль не должна быть повтором авторских рассуждений.

  • Было бы просто замечательно, если бы вы предварили свои рассуждения небольшим вступлением, а завершили заключением, выводом. Тогда бы создали полноценный текст со стройной композицией.

    Успешной вам сдачи экзамена! Всё получится!