Тема 25. Сочинение
-
Одним из важнейших этапов работы над сочинением в задании ЕГЭ является ПОНИМАНИЕ анализируемого ТЕКСТА. От качества чтения исходного текста будет зависеть глубина и точность его восприятия и интерпретация смыслового содержания. После предварительного прочтения необходимо последовательно проанализировать каждый из абзацев, обращая внимание на ключевые слова, выражающие наиболее значимые понятия, а также выделить и записать в черновик наиболее важные положения, которые могут быть выражены автором прямо или содержаться в подтексте и следовать из логики предложенного текста.
Критерии оценки сочинения по русскому языку:
- Формулировка проблемы исходного текста – максимум 1 балл
- Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста – максимум 3 балла
- Отражение позиции автора исходного текста – максимум 1 балл
- Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме – максимум 3 балла
- Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – максимум 2 балла
- Точность и выразительность речи – максимум 2 балла
- Соблюдение орфографических норм – максимум 3 балла
- Соблюдение пунктуационных норм – максимум 3 балла
- Соблюдение языковых норм – максимум 2 балла
- Соблюдение речевых норм – максимум 2 балла
- Соблюдение этических норм – максимум 1 балл
- Соблюдение фактологической точности в фоновом материале – максимум 1 балл
Минимум по всем критериям – 0 баллов.
Максимальное количество баллов за сочинение – 24.
Сочинение-рассуждение по конкретному тексту пишется по определённому плану:
- Вступление
- Постановка проблемы
- Комментарий к проблеме
- Позиция автора текста
- Собственная позиция
- Литературный аргумент
- Аргумент из жизненного опыта
- Заключение
Каждый пункт плана предполагает отдельный абзац в сочинении.
ВАЖНО! Вступление + Заключение = 1/3 объёма сочинения. При этом вступление превышает заключение.
-
Вступление необходимо, чтобы подготовить читателя вашего сочинения к восприятию вашего рассуждения. Без вступления бывает невозможно раскрыть проблему. Но иногда оно может отсутствовать, если пишущий начинает прямо с утверждения тезиса и ему не надо разъяснять свою позицию.
Варианты вступления:
- Лирическое размышление (Вечная тема любовь… Сколько о ней сказано!).
- Ряд риторических вопросов, созвучных теме (Существует ли понятие чести в наше время? Уместно ли оно сейчас? Об этом заставляет задуматься рассказ…)
- Рассуждение о заглавии, которое можно было бы дать тексту.
- Короткий диалог с воображаемым собеседником о теме (или написать о своём позитивном впечатлении) (Давайте возьмём Красную книгу и перелистаем её. Удивляешься тому, что она такая большая? Ещё бы: ты посмотри, сколько представителей флоры и фауны стали её постоянными «жителями»…)
- Ряд назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации с тематикой текста (Чёрная обугленная земля до самого горизонта… Запах смерти… Мёртвая тишина, ощущение вселенского одиночества. Всё это ждёт человечество, если оно продолжит тот пагубный путь, о котором пишет автор в своей статье…)
- Цитата (не из предложенного текста), пословица, поговорка – выбранное высказывание должно отражать основную мысль текста либо служить способом выхода на его проблематику. («…..», - писал известный… В этих словах заключена основная мысль рассказа… Действительно, …)
- Может начинаться с ключевого слова текста (или типичной картины) (Честь – вот основное слово, ключ к пониманию той проблемы, которую затрагивает автор в своём рассказе…).
- Описательное утверждение (О необходимости … знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы … - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно…).
ВАЖНО! Слово «проблема» или «вопрос» должно прозвучать в начале сочинения: Автор поднимает проблему (ставит вопрос)… или Именно эту проблему (вопрос) поднимает автор в данном тексте.
-
ОБРАТИЕ ВНИМАНИЕ! Слово «тема» не равно слову «проблема».
Тема – то, о чём говорится в тексте.
Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в этом тексте.
Тема – природа. Проблема – бездушное отношение к природе.
Проблема (=вопрос, тезис) текста – это какой-то сложный вопрос, задача, требующие решения, серьёзного размышления, исследования. Проблема обычно предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения и т.д. Проблема текста может быть сформулирована как в виде повествовательного предложения, так и в виде вопроса.
Например: Проблема истинного патриотизма (Что такое истинный патриотизм?). Проблема отношения человека к природе (Каким должно быть отношение человека к природе?). Проблема интеллигентности (Кого можно считать истинным интеллигентом?).
ВАЖНО! Типичная ошибка, встречающаяся в сочинениях: У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема… Надо различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. В сочинении пишем о проблеме текста, а не о проблеме автора!
В тексте может быть не одна, а несколько проблем. Надо выбрать ту, по которой знаете, ЧТО писать и КАКИЕ аргументы (литературные и жизненные) приводить.
Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, поскольку все остальные этапы связаны именно с этим: комментирование заявленной проблемы, определение позиции автора по этой проблеме, выражение своего мнения о позиции автора, аргументация своей точки зрения.
Как определить проблему в предложенном тексте?
Проблема – это вопрос, которым задаётся автор. Самый верный способ определить в тексте проблему – найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана.
Какие бываю ТИПЫ проблем?
Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста.
- Философские: например, о добре и зле.
- Нравственные: например, дружба в жизни человека.
- Социальные: например, личность и общество.
- Эстетические: например, восприятие красоты.
- Политические: например, действенность власти.
- Экологические: например, отношение человека к природе.
Примеры формулировок проблем, которые могут подниматься в предложенных текстах на ЕГЭ, смотрите в Приложении.
-
ВАЖНО! Комментарий – это НЕ пересказ текста. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор и ПОЧЕМУ он это делает.
Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста, объяснение того, как проблема раскрывается в этом тексте, для кого она важна и чьи интересы затрагивает. Сравните со спортивными комментаторами: они рассуждают, поясняют, что делают спортсмены, высказывают своё мнение об их действиях, но сами никакого участия в спортивном соревновании и подготовке к нему не принимают.
Комментарий – это ваши мысли по проблеме текста, который писали не вы.
Используйте в комментарии различные имена прилагательные для определения проблемы: актуальная; жизненная; острая; назревшая; важная и т.д.
Комментируя проблему, следует либо отметить её новизну и злободневность, либо отнести проблему к разряду «вечных» (важных во все времена). Если автор задумывается над «вечной» проблемой, можно вспомнить, как раньше решалась эта проблема в литературе, и отметить приверженность автора традиции. Если проблема относительно новая, можно рассуждать о причинах, побудивших автора обратиться к ней.
В комментарии рекомендуется ответить на следующие вопросы:
- к какому типу принадлежит эта проблема (социальная, философская, нравственная и т.п.);
- актуальна ли эта проблема в наши дни, в чём её значимость для общества или в связи с чем она появилась только в наше время;
- как часто мы сталкиваемся с этой проблемой, касается ли она каждого из нас или только людей определённого возраста, рода занятий, положения и т.д.;
- почему эта проблема привлекла внимание автора;
- какую сторону, какой аспект этой проблемы рассматривает автор;
- к каким выводам автор подводит читателя.
ВАЖНО!
- использовать слова Комментируя данную проблему…;
- НЕ пересказывать текст;
- не говорить об авторской позиции – это другой абзац в сочинении;
- не высказывать своего отношения – это другой абзац в сочинении;
- не рассуждать по поводу всех проблем, затронутых в тексте, а только по поводу той, которую сформулировали вы;
- не подменять заявленную проблему другой;
- избегать излишнего цитирования (уместны короткие цитаты или несколько слов из предложения. Обязательно в кавычках!).
Комментарий проблемы логически должен подводить к следующему пункту – позиция автора.
-
Проблема текста – это вопрос, позиция автора – ответ на поставленный вопрос. Авторская позиция – итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
В этой части сочинения обязательно должны быть упомянуты ФАМИЛИЯ автора (можно и инициалы, и имя-отчество полностью) и использовано словосочетание позиция автора: Позиция автора заключается (в начале абзаца) или В этом и заключается позиция автора (в конце абзаца).
Позиция автора текста может быть:
- прямо выражена и сформулирована в тексте (чаще всего это публицистический текст). В данном случае уместна фраза Автор чётко заявляет свою позицию…;
- выражена в словах или поведении одного из персонажей, в авторских отступлениях или вообще прямо не выражена (чаще всего это художественный текст). В таком случае уместна фраза Позиция автора просматривается в поступке (поведении, словах) главного героя…
Определяя позицию автора, следует ответить на такие вопросы:
- что хотел сказать автор читателю, для чего он написал этот текст;
- как автор оценивает описанную в тексте ситуацию;
- как бы вы охарактеризовали автора текста (Это человек, убеждённый в том, что…).
Позицию автора нужно формулировать кратко, одним-двумя предложениями, и подтвердить цитатой из текста. Желательно, чтобы цитата не была слишком длинной, больше, чем ваши собственные формулировки.
ВАЖНО! Если в предложенном тексте рассматриваются позитивные явления или положительные герои, то в сочинении уместны слова: автор восхищается; гордится; считает, что иначе не могло и быть и т.д. Если речь идёт о негативных явлениях, поступках, то можно использовать слова: автор встревожен; глубоко обеспокоен; огорчён; грустит; высказывает сожаление и т.д. Подобные фразы можно считать позицией автора, которую следует подтвердить цитатой.
Примеры предложений для выражения авторской позиции:
- Позиция автора заключается в том, что…
- По мнению автора… (С позиции автора… С точки зрения автора…)
- Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
- Автор убеждает нас в том, что…
- Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…
-
В этой части сочинения необходимо высказать своё мнение по сформулированной вами проблеме и позиции автора (тезис).
Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного текста, ваша позиция не считается сформулированной: нельзя остаться равнодушным; к сожалению; огорчает то, что; разделяя переживания автора, хочу сказать, что.
Примеры предложений для выражения собственного мнения:
- Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему…
- Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор…
- Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что…
- Мне близка позиция автора тем, что…
Как правило, на ЕГЭ даются такие тексты, которые подразумевают согласие с позицией автора, поддержку его мнения.
Высказывание собственной позиции тесно связано со следующей частью сочинения – аргументацией.
-
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли. Аргументы должны подтвердить (или опровергнуть) мнение (позицию) автора.
При опровергающей аргументации возможны два варианта:
- подбираете два аргумента, опровергающие истинность позиции автора, а в заключении формулируете свою мысль, противоположную авторской (контртезис);
- формулируете свою мысль, противоположную авторской (контртезис), и доказываете истинность своей позиции двумя аргументами.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса (своего или автора): всё, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы объясняют «Потому что…».
ВАЖНО! Аргументы должны работать на главный тезис, а не противоречить ему. (Главным тезисом является позиция автора, вы доказываете или опровергаете её, а НЕ проблему, которая существовала, существует или будет существовать независимо от нас.)
В качестве аргументов можно приводить примеры из читательского опыта (литературный аргумент) или факты, выводы науки, статистику, законы природы, свидетельства очевидцев, мнения специалистов, конкретный жизненный пример (любой другой аргумент, часто называемый «из жизни» или личного опыта).
Литературный аргумент
Обращение к читательскому опыту – очень важный аргумент в письменной работе. Но чтобы это стало сильной стороной вашего сочинения, обращаться к примерам из русской или зарубежной литературы следует в том случае, если вы хорошо помните и автора книги, и само произведение. Точная цитата в сочинении или просто название – это ещё не аргумент. Важно, чтобы вы пояснили, в чём произведение, выбранное вами, соответствует сформулированной проблеме и вашей позиции. Пример из литературы должен быть органически встроен в систему собственной аргументации.
ВАЖНО! Не допускайте фактических ошибок – это очень важно, так как подобные ошибки сразу дают представление о том, насколько хорошо вы знаете литературное произведение.
Примеры предложений для приведения литературного аргумента:
- Данная проблема волновала многих русских (великих) писателей, в частности…
- Злободневность проблемы, затронутой автором, доказывает и то, что русские (великие) писатели в своих произведениях обращались к ней.
Если вы не можете привести литературный аргумент, используйте два аргумента из жизненного опыта.
Жизненный аргумент
Аргумент из жизненного опыта – это пример не только (и не столько) из личного опыта, но из общественной жизни. Это то, что стало общеизвестным фактом в разных областях науки и сферах деятельности, то, что произошло не только с вами лично, а в жизни других людей, общества, о чём вы узнали из журналов, телепередач, других средств массовой информации.
Примеры предложений для приведения аргумента из жизненного опыта:
- Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но нечто подобное было и в моей жизни…
- Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда…
- Как часто в жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда…
- Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как….
- Кто из нас не наблюдал (не замечал, не оказывался свидетелем) того, как…
- К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас, вокруг нас)…
- Проблема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах)…
- Обращает на себя внимание и то, что данной проблеме посвящены многочисленные статьи и телепередачи…
-
Заключение должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой. В нём следует ещё раз обратить внимание на самое главное. Оно должно быть логическим завершением ВАШИХ рассуждений по поводу проблемы и, возможно, выражением ВАШИХ способов её решения. Эту часть сочинения можно сделать более открытой: с прогнозами, пожеланиями, даже моралью.
Заключение, в котором сделаны верные выводы и предложено собственное (личное) решение проблемы, сформулированной вами, оценивается достаточно высоко.
Примеры предложений для формулирования заключения:
- Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь, как важно…), что цель автора заключалась в том, чтобы убедить нас (донести до нас, заставить задуматься нас)…
- В заключение сочинения хочется добавить (подчеркнуть)…
- Автор хочет сказать, что… И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
- Обобщая сказанное (таким образом, итак), можно сделать вывод…
-
- Не оспаривайте в сочинении общепринятые ценности, не опровергайте «вечные истины» ради собственной оригинальности или пустого самовыражения.
- Не критикуйте авторов текстов, которые даны вам для работы. Это известные, уважаемые фамилии и талантливые произведения. Будет странно, если вы, не имея писательского, публицистического опыта, будет оспаривать признанных мастеров.
- Не пишите многостраничные исследования, даже если сочинения даются вам легко. Помните, что времени мало, а ошибок можно наделать много.
-
Возможные формулировки проблем, которые могут подниматься в предложенных текстах на ЕГЭ
Великая Отечественная война
- Проблема памяти о войне (памяти о подвигах в годы войны)
- Проблема истинного (мнимого) патриотизма (воспитания патриотизма на примерах героев войны)
- Проблема героизма в годы войны (массового героизма)
- Проблема нравственного выбора на войне
- Проблема возмужания (взросления) на войне
- Проблема участия женщины в войне
- Проблема выполнения воинского долга (верности присяге)
- Проблема нравственной прочности
- Проблема сохранения памятников войны (проблема вандализма)
- Проблема предательства
- Проблема героической повседневности войны
- Проблема чести и человеческого достоинства на войне
- Проблема бесчеловечности и бессмысленности войны
- Проблема возрождения фашизма
Человек и природа
- Проблема бездумного (жестокого, бережного) отношения человека к природе
- Проблема взаимоотношения (неразрывной связи) человека и природы (с окружающей средой)
- Проблема жестокости (гуманизма) по отношению к животным.
- Проблема влияние природы (красоты природы) на человека
- Проблема любви к природе
- Проблема уничтожения (сохранения) природных богатств
- Проблема экологии
Сохранение родного языка
- Проблема развития и сохранения (засорения) русского языка
- Проблема ценности языка
- Проблема бережного отношения к родному (русскому) языку
Наука, человек и познание
- Проблема важности процесса познания в жизни человека
- Проблема талантливости и одаренности
- Проблема вечного стремления человечества к постижению и открытию новых горизонтов науки
- Проблема влияния научного и технического прогресса на развитие человека и общества
- Проблема последствий (необдуманного применения) научных открытий
- Проблема социальной (нравственной) ответственности ученых за свои изобретения (открытия)
- Проблема влияния интернета на человека и общество
Семья, воспитание, семейные ценности
- Роль детства в жизни человека
- Роль семьи в формировании личности, проблемы воспитания
- Проблема взаимоотношения отцов и детей (конфликт поколений)
- Проблема материнства (роль матери в воспитании)
- Проблема взросления (роль родителей, школы в становлении личности)
- Проблема материнства как подвига
- Проблема взаимоотношений в семье
- Проблема преемственности поколений (проблема утраты связей с отчим домом)
- Проблема роли старшего наставника, друга, учителя в формировании личности
- Проблема равнодушия мира взрослых (детской незащищённости, детского страдания в мире взрослых)
- Проблема неблагодарности детей к своим родителям
- Проблема родительской любви
Самореализация человека, поиск цели, понимание смысла жизни, ценностей и идеалов
- Проблема метода достижения цели (все ли средства хороши для достижения своих целей)
- Проблема самореализации, устремлений человека (проблема карьеризма)
- Проблема ложных (истинных) ценностей
- Проблема поиска смысла жизни
- Проблема выбора жизненного пути (выбора профессии, преданности своему делу, значимости труда)
- Проблема свободы выбора
- Проблема понимания счастья (проблема одиночества)
- Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом
- Проблема истинных и ложных ценностей
- Проблема истинной (ложной) красоты
- Проблема «маленького человека»
- Проблема наркомании (алкоголизма, курения) в обществе
Нравственные качества человека
- Проблема чести и человеческого достоинства
- Проблема духовности (утраты духовности) в современном мире (какую жизнь можно назвать духовной?)
- Проблема нравственной стойкости (нравственного падения, деградации)
- Проблема нравственного выбора (проблема добра и зла)
- Проблема доброты, всепрощения
- Проблема истинной интеллигентности
- Проблема благородства (бессердечия, душевной черствости, эгоизма, беспринципности, хамства)
- Проблема верности данному слову (своим убеждениям)
- Проблема бескорыстного жизненного служения (способности к самопожертвованию, к самоотверженности)
- Проблема ответственности за окружающих (за свои действия, дела, поступки)
- Проблема дружбы, товарищества (товарищеского долга, ложного понимания дружбы, предательства)
- Проблема бескорыстной любви (любви по расчёту) и милосердия
- Проблема гуманизма, сострадания (равнодушия, черствого и бездушного отношения к человеку)
- Проблема нетерпимости, ссор, вражды между людьми
- Проблема сострадания, любви к ближнему
Искусство, книги (кино, телевидение) в жизни человека
- Проблема появления «антикультуры»
- Проблема значения книг в жизни человека
- Проблема значимости художественной литературы
- Проблема влияния искусства (музыки, кино, театра) на человека
- Проблема ответственности художника (писателя, автора) за свои произведения
- Проблема умения ценить искусство (сохранения памятников культуры, искусства)
- Проблема влияния современного телевидения на человека
Личность и история
- Проблема сохранения исторической памяти
- Проблема ответственности за горькие и страшные последствия прошлого
- Проблема сохранения памятников старины и бережное отношение к ним
- Проблема отношения к прошлому, утраты исторической памяти, исторических связей
- Проблема роли личности в истории
Учитель и ученик
- Проблема влияния учителя (личного примера учителя) на становление личности ученика
- Проблема неблагодарного отношения к учителю (труду учителя)
- Проблема взаимоотношений семьи и школы
- Проблема хорошего учителя (ученика) (кого можно считать хорошим учителем (учеником))
Взаимоотношения между людьми
- Проблема формальных связей
- Проблема взаимоотношений между мужчиной и женщиной
- Проблема отношения к личному и общественному
- Проблема объединения людей
Любовь к Родине, патриотизм
- Проблема любви к малой родине
- Проблема эмиграции (тоска по родине, любовь к родине на чужбине)
- Проблема патриархального, деревенского уклада жизни
- Проблема красоты нравственно-здоровой деревенской жизни
- Проблема национальной вражды (нетерпимости к другим народам)
- Проблема интернационального воспитания
- Проблема истинного и ложного патриотизма
Отношение к человеку в тоталитарном обществе
- Проблема переоценки ценностей в тоталитарном обществе
- Проблема ущемления прав человека
- Проблема социальной несправедливости