Тема 22. Лексические группы слов по происхождению и употреблению

Текст урока
  • В задании двадцать два проверяются знания по теме «Лексические группы слов». Чтобы правильно его выполнить, необходимо знать такие лексические единицы, как синонимы, антонимы, фразеологизмы и другие. Следуя нашим советам, вы легко справитесь со сложностями при выполнении данного задания.

  • Совет первый

    Не пугайтесь определения «контекстный», которое часто употребляется в этом задании: контекстные синонимы и антонимы. Слово «контекстный» обозначает «конкретный текст», то есть слова сближаются по значению или воспринимаются противоположными только в условиях данного текста. Если их исключить из предложения, рассматривать отдельно, то они не воспринимаются как синонимы или как антонимы.

  • Например, слова чёрствый хлеб и свежая выпечка в одном связном тексте могут восприниматься как антонимы. А если рассматривать слова чёрствый и свежий отдельно, то они не имеют явно выраженного противоположного значения, в отличие от пары холодный – горячий.

  • Совет второй

    Вызывает определённые трудности поиск фразеологизма. Яркие, образные фразеологизмы сразу бросаются в глаза: делать из мухи слона, водить за нос. А есть фразеологизмы невзрачные, незаметные: с минуты на минуту, как ни в чём не бывало, во что бы то ни стало, до сих пор и так далее.

    Общее у тех и у других, что это устойчивые словосочетания, которые не создаются, а воспроизводятся в речи уже в определённом виде.

    Будьте внимательны при чтении текста!