Тема 16. Предложения с обособленными членами

Текст урока
  • Чтобы правильно выполнить задание номер шестнадцать, необходимо вспомнить правила обособления второстепенных членов предложения: определений (причастных оборотов) и обстоятельств (деепричастных оборотов). Вот несколько советов.

  • Совет первый

    Залог успешного выполнения задания – понимание различий между причастием и деепричастием: написанный – причастие, написав – деепричастие. Увидели разницу? Разберитесь в этом вопросе хорошенько. Повторите морфологию.

  • Совет второй

    Поговорим сначала о деепричастиях. Они обособляются в любой позиции, независимо от того, есть при них зависимые слова или нет.

  • С причастиями сложнее. Чаще всего они обособляются только в составе причастных оборотов, которые находятся после определяемого слова. Запомним это при помощи ассоциаций. Если вы знаете правила дорожного движения, то вам должно быть известно, что на перекрёстках мы пропускаем машину, находящуюся справа, это так называемая «помеха справа». То есть действует запрет.

  • Если у причастного оборота есть «помеха справа» - определяемое слово стоит справа от причастного оборота, то запятая не ставится. Если помехи справа нет, то запятая ставится. Сравним: Сад, находящийся за домом, опустел. Находящийся за домом сад опустел.

  • Совет третий

    Сложность выполнения задания состоит ещё и в том, что причастные или деепричастные обороты могут быть однородными. Правила пунктуации точно такие, как и при обычных однородных членах: однородные причастные или деепричастные обороты, соединённые одиночным союзом И, запятыми не разделяются. 

    Удачи! Всё у вас получится.