Тема 7. Синтаксические нормы

 

  • 1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    1. Модель предложения «ВСЕ, КТО…», «ТЕ, КТО…», «НИКТО ИЗ ТЕХ, КТО…»

    В сложноподчинённых предложениях, построенных по такой модели, при подлежащем КТО глагол-сказуемое ставится в ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ, а при ТЕ (ВСЕ) – во МНОЖЕСТВЕННОМ.

    Те (все) + глагол-сказуемое во МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (всегда)

    Кто + глагол сказуемое в ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (всегда)

    НЕВЕРНО: Те (все), кто бывал в музее, видел

    НЕВЕРНО: Те (все), кто бывали в музее, видели…

    ВЕРНО: Те (все), кто бывал в музее, видели…

     

      2. При однородных подлежащих в единственном числе, соединённых союзом ИЛИ, сказуемое должно стоять в единственном числе. Союз И при однородных подлежащих требует сказуемое во множественном числе.

    НЕВЕРНО: Медведь или лось ломились сквозь чащу. Медведь и лось ломился сквозь чащу.

    ВЕРНО: Медведь или лось ломился сквозь чащу. Медведь и лось ломились сквозь чащу.

     

     3. При составных числительных, заканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном падеже.

    НЕВЕРНО: Двадцать один день  прошли с его отъезда.

    ВЕРНО: Двадцать один день прошёл с его отъезда.

  • 2. Ошибки в построении предложений с однородными членами
    1. НЕ соединяются при помощи союза И причастный оборот и придаточное предложение (только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и соединяться союзом И).

    НЕВЕРНО: Мелодия, раздававшаяся в ночной тишине и которая навевала воспоминания, производила необыкновенное впечатление.

    ВЕРНО: Мелодия, раздававшаяся в ночной тишине и навевавшая воспоминания, производила необыкновенное впечатление.

     

    1. При перечислении однородных членов разные предлоги НЕ опускаются.

    НЕВЕРНО: На улицах, площадях, скверах были толпы людей.

    ВЕРНО: На улицах, площадях, в скверах были толпы людей.

     

    1. Однородные члены предложения, стоящие за обобщающим словом, согласуются с ним в падеже.

    НЕВЕРНО: Автор наделяет своего героя редкими душевными (чем?) качествами (Т.п.): благородство, великодушие, щедрость (И.п).

    ВЕРНО: Автор наделяет своего героя редкими душевными (чем?) качествами (Т.п.): (чем?) благородством, великодушием, щедростью (Т.п.).

     

    1. Союзы НЕ ТОЛЬКО, НО И; КАК, ТАК И должны связывать однородные члены предложения, выраженные одной частью речи и отвечающие на один и тот же вопрос. Части этих двойных союзов являются постоянными, нельзя заменять никакие слова в их составе и создавать произвольные пары двойных союзов.

    НЕВЕРНО: Грибоедов создал не только замечательную пьесу, но и написал прекрасный вальс.

    ВЕРНО: Грибоедов не только создал замечательную пьесу, но и написал прекрасный вальс.

    НЕВЕРНО: В библиотеке можно почитать как свежую прессу, так и ознакомиться с архивными материалами.

    ВЕРНО: В библиотеке можно почитать как свежую прессу, так и архивные материалы.

     

    1. НЕ являются однородными членами предложения сочетание существительного и инфинитива. Их нельзя соединять при помощи союза И.

    НЕВЕРНО: Я люблю чтение и ходить в театр.

    ВЕРНО: Я люблю читать и ходить в театр.

    ВЕРНО: Я люблю чтение и театр.

     

    1. Нельзя соединять при помощи союза И сказуемые, если стоящее за ними существительное связано только с одним из них.

    НЕВЕРНО: Она смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами.

    ВЕРНО: Она смотрит (что?) сериалы и увлекается (чем?) ими.

     

    1. Нельзя соединять при помощи союза И дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение.

    НЕВЕРНО: В книге описывается происхождение жизни и как она развивалась.

    ВЕРНО: В книге описывается происхождение жизни и её развитие.

    ВЕРНО: В книге описывается, как произошла жизнь и как она развивалась.

  • 3. Ошибки в построении предложений с причастным оборотом
    1. Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.

    НЕВЕРНО: Князь Фёдор – хороший знакомый одной известной семьи, присутствующий на балу.

    ВЕРНО: Князь Фёдор – хороший знакомый одной известной семьи (какой?), присутствующей на балу.

     

    1. Определяемое слово НЕ должно разрывать причастный оборот.

    НЕВЕРНО: Сидевшие зрители в зале шумели и смеялись.

    ВЕРНО: Сидевшие в зале зрители шумели и смеялись.

     

    1. Причастный оборот должен согласовываться с тем именем существительным, которое является для него определяемым словом.

    НЕВЕРНО: Он видит лицо сына, внимательно прислушивающееся к разговору.

    ВЕРНО: Он видит лицо сына, внимательно прислушивающегося к разговору.

  • 4. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом

    ПОМНИ! Основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, должны производиться одним лицом или предметом.

    При использовании деепричастий следует помнить, что, как правило, называемые ими действия обозначают действие подлежащего.

    ВЕРНО: Проезжая берёзовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал и я вспомнил).

    Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении, в котором сказуемое выражено неопределённой формой глагола. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего.

    ВЕРНО: Проверяя сочинение, нужно вспоминать правила орфографии и пунктуации.

     

    Деепричастный оборот НЕ употребляется в следующих случаях:

    • если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

    НЕВЕРНО: Подъезжая к станции и глядя на природу, у меня слетела шляпа.

    ВЕРНО: Когда я подъезжал к станции и глядел на природу, у меня слетела шляпа.

    • в безличном предложении.

    НЕВЕРНО: Подходя к озеру,  стало холодно.

    • в страдательной конструкции.

    НЕВЕРНО: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода.

     

    Нарушение видовой соотнесённости глагола и деепричастия ведёт к ошибке.

    НЕВЕРНО: Встречаясь (несов. в.) с гроссмейстером, шахматист одержал (сов. в.) победу.

    ВЕРНО: Встретившись (сов. в.) с гроссмейстером, шахматист одержал (сов. в.) победу.

  • 5. Ошибки в построении предложений с косвенной речью

    Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения.

    1. В косвенной речи меняется форма местоимений 1-го и 2-го лица (Я и ТЫ), которые могут использоваться только в прямой речи.

    НЕВЕРНО: Осуждая своих современников, Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

    ВЕРНО: Осуждая своих современников, Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье».

    ВЕРНО: Осуждая своих современников, Лермонтов пишет, что он печально смотрит на своё поколенье.

     

    1. Нельзя употреблять союз ЧТО в придаточной части при наличии частицы ЛИ.

    НЕВЕРНО: Я не заметил, что находится ли он в комнате.

    ВЕРНО: Я не заметил, находится ли он в комнате.

     

    1. Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как предложение с прямой речью.

    НЕВЕРНО: Как сказал Достоевский: «Красота спасёт мир».

    ВЕРНО: Как сказал Достоевский, «красота спасёт мир».

     

    1. Нельзя использовать большую букву в начале цитаты при передачи косвенной речи.

    НЕВЕРНО: Белинский считал, что «Искусство есть воспроизведение действительности, повторенный, как бы вновь созданный мир».

    ВЕРНО: Белинский считал, что «искусство есть воспроизведение действительности, повторенный, как бы вновь созданный мир».

  • 6. Ошибки в построении сложного предложения

    Нельзя использовать два союза в одной придаточной части сложноподчиненного предложения.

    НЕВЕРНО: Размышляя о значении литературы, понимаешь, что насколько она влияет на формирование личности.

    ВЕРНО: Размышляя о значении литературы, понимаешь, насколько она влияет на формирование личности.

  • 7. Ошибки в видовременной соотнесённости глагольных форм

    Глаголы-сказуемые в связном тексте необходимо соотносить во времени и виде. Категория времени – это категория, обозначающая действие к моменту речи.

    У глаголов совершенного вида две формы времени – прошедшее и будущее, у глаголов несовершенного вида – три: настоящее, прошедшее и будущее. Категория времени – одна из важнейших категорий в языке, помогающая строить связный текст (как устный, так и письменный). Следует обратить особое внимание на согласование глаголов во времени в предложении.

    НЕВЕРНО: Лермонтов на страницах романа сталкивает Печорина с очень разными людьми и таким образом раскрыл сложность характера своего героя.

    ВЕРНО: Лермонтов на страницах романа сталкивает Печорина с очень разными людьми и таким образом раскрывает сложность характера своего героя.

  • 8. Ошибки в построении предложений с несогласованным приложением

    Название, заключённое в кавычки и находящееся после родового слова (повесть, роман, картина, симфония, отель, книга, кинотеатр, фильм, журнал и т. д.), является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова в предложении нет, то название в кавычках изменяется по падежам.

    НЕВЕРНО: В пьесе А. Н. Островского «Грозе» разоблачается невежественное общество, где правят кабанихи и дикие.

    ВЕРНО: В пьесе А. Н. Островского «Гроза» разоблачается невежественное общество, где правят кабанихи и дикие.

    ВЕРНО: В «Грозе» А. Н. Островского разоблачается невежественное общество, где правят кабанихи и дикие.

  • 9. Ошибки в употреблении падежной формы существительного с предлогом
    1. После предлогов БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ имена существительные должны стоять в форме дательного падежа.

    НЕВЕРНО: Войска отправились на учебные полигоны согласно приказа.

    ВЕРНО: Войска отправились на учебные полигоны согласно приказу.

    ЗАПОМНИ! Предлог благодаря употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат.

    НЕВЕРНО: Благодаря непогоде автомобили застряли на дороге. ВЕРНО: Из-за непогоды автомобили застряли на дороге.

    ВЕРНО: Благодаря совету я прочитал интересную книгу.

     

    1. После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное должно стоять в форме предложного падежа.

    НЕВЕРНО: По приезду в деревню мы сразу побежали на речку.

    ВЕРНО: По приезде в деревню мы сразу побежали на речку.

    ЗАПОМНИ! По прибытиИ (=после прибытия), по приездЕ (=после приезда), по завершениИ (=после завершения), по окончаниИ (=после окончания), по прилётЕ (=после прилёта).

     

    1. После предлога ВВИДУ имя существительное должно стоять в форме родительного падежа.

    НЕВЕРНО: Ввиду предстоящему празднику мы раньше закончили работу.

    ВЕРНО: Ввиду предстоящего праздника мы раньше закончили работу.

     

    1. Падеж существительного после предлога:

    благодаряД., близР., в борьбе заВ., в видеР., во времяР., вдали отР., в делеР., в духеР., в зависимости отР., в заключениеР., в знакР., во избежаниеР., в качествеР., в количествеР., в кругуР., в лицеР., в меруР., в направлении кД., в направлении наВ., в началеР., в областиР., в отличие отР., в отношенииР., в продолжениеР., в противовесД., в рамкахР., в результатеР., в светеР., в связи сТ., в силуР., в случаеР., в смыслеР., в соответствии с – Т., в сравнении с – Т., в течение – Р., в ходеР., в целяхР., за исключениемР., междуТ., на протяженииР., навстречуД., наподобиеР., относительноР., по вопросу о П., по мереР., по отношению к Д., по поводуР., по причинеР., подобно Д., посредством Р., следом заТ.,  соответственноД., судя поД.

     

    1. Нормативные падежные формы существительных (местоимений)

    Обидеться (на кого? что?) на подругу, на слова

    Обрадоваться (кому? чему?) другу, подарку

    Обращать внимание (на кого? что?) на прохожих, на афиши

    Уделять внимание (кому? чему?) брату, учёбе

    Одеть (кого?) сестру

    Надеть (что?) пальто

    Предостеречь (от чего?) от ошибок

    Предупредить (о чём?) об опасности

    Различать (что и что?) модерн и классику

    Отличать (что от чего?) модерн от классики

    Удивляться (чему?) рассказам

    Заплатить (за что?) за учёбу

    Оплатить (что?) проезд

    Указывать (на что?) на недостатки

    Признаться (в чём?) в ошибках

    Отчитаться (в чём?) в проделанной работе

    Скучать, грустить (по ком?) по вас, по нас

    Поражаться (чему?) терпению

    Упрекать (в чём?) в жестокости

    Заведующий (чем?) лабораторией, архивом

    Управляющий (чем?) отделением, банком

    Командующий (чем?) армией, фронтом

    Отзыв (о чём?) о сочинении, о спектакле

    Рецензия (на что?) на книгу, на диссертацию