Тема 7. Синтаксические нормы

  • Задание 1

    Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    • нарушение в построении предложения с причастным оборотом
    • ошибка в построении сложного предложения
    • нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    • нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    • нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
    1. И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
    2. Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
    3. В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
    4. С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.
    5. В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
    6. Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А. И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.
    7. В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.
    8. Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.
    9. Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г Д
             
     
    Пояснение
     

    Сначала внимательно прочитайте типы грамматических ошибок, а затем определите, сколько предложений могут соответствовать предложенным типам. То есть сколько дано предложений с причастным оборотом, сколько – сложных, сколько – с приложением и так далее. Если их по два, значит, одно из них правильное, а во втором содержится ошибка.

    Разберём ошибки.

    • Из девяти предложений причастный оборот есть в предложениях 3, 5 и 6. Но в предложении 3 есть слова с кавычками – приложение. Значит, оно скорее всего относится к другому типу ошибок. Рассматриваем предложения 5 и 6. В пятом предложении причастный оборот – привезённым из поездки на Восток. Определяемое слово для него – девяносто семь этюдов, где основным выступает существительное в родительном падеже. Значит, и причастный оборот должен согласовываться с ним в падеже – этюдов (каких?), привезённых из поездки на Восток. В пятом предложении допущена ошибка, корректно говорить: В 1885 году Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённых из поездки на Восток. Вписываем цифру 5 в таблицу, а предложение 6 исключаем из разбора.
    • Из предложенных предложений сложных – четыре: второе, четвёртое, восьмое и девятое. Но предложения 2 и 8 содержат обороты все, кто (побывал) и те, кто (видит). Поэтому скорее всего они относятся к другому типу ошибок – согласование подлежащего и сказуемого. Рассматриваем предложения 4 и 9. Четвёртое предложение – сложноподчинённое, две основы – Михалков утверждал и мир можно увидеть. Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союза что. Ошибок нет. Девятое предложение – сложноподчинённое, две основы – замечаешь и «град Петров» изображён. В предложении союз что является лишним, так как придаточная часть должна присоединяться к главной с помощью союзного слова насколько. Корректно говорить: Читая классическую литературу, замечаешь, насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского. Вписываем в таблицу цифру 9.
    • Из оставшихся предложений несогласованные приложения (названия в кавычках) есть в третьем и седьмом. Рассмотрим их. Сам термин «несогласованное приложение» говорит о том, что оно не согласуется с родовым словом и должно стоять в именительном падеже. В третьем предложении родовое слово – произведения, стоит в родительном падеже перед названием в кавычках. Название должно стоять в именительном - «Повесть о настоящем человеке». В предложении допущена ошибка. Корректно говорить: В основе произведения «Повесть о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. Вписываем цифру 3 в таблицу. А предложение 7 исключаем из разбора.
    • К этому типу ошибок можно отнести, как мы уже определили, предложения 2 и 8. Во втором предложении две основы – кто побывал и все увёз. Во второй основе подлежащее все должно согласовываться с глаголом-сказуемым во множественном числе – увезли. В предложении допущена ошибка. Корректно говорить: Все, кто побывал в Крыму, увезли с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах. Вписываем цифру 2 в таблицу. А предложение 8 исключаем из разбора.
    • У нас осталось первое предложение, которое должно соответствовать нарушению видовременно́й соотнесённости глагольных форм. Проверим это. В предложении два глагола – однородных сказуемых: (Тургенев) подвергает и раскрыл. Первый глагол стоит в настоящем времени, а второй – в прошедшем. Это ошибка, так как оба глагола должны употребляться в одном времени. Корректно говорить: Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя. Вписываем цифру 1 в таблицу.

    Правильный ответ: А – 5; Б – 9; В – 3; Г – 2; Д – 1

  • Задание 2

    Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    • нарушение в построении предложения с причастным оборотом
    • нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    • ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
    • нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    • неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    1. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
    2. В картине «Спящем пастушке» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
    3. Все, кто разбирается в технике, приглашаются на открытие салона технических разработок.
    4. Мы гордились кустами роз, выращенными в саду своими руками.
    5. Переводя текст, вам понадобится словарь.
    6. Он был одним из тех, кто не любили говорить по пустякам.
    7. Лермонтов в драме «Маскарад» поднимает важные нравственные проблемы.
    8. Сразу же по приезду из лагеря Иринка побежала к подружке похвастаться найденным кусочком янтаря.
    9. Прогуливаясь по вечернему городу, мы завязали разговор.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г Д
             
     
    Пояснение
     

    Сначала внимательно прочитайте типы грамматических ошибок, а затем определите, сколько предложений могут соответствовать предложенным типам. То есть сколько дано предложений с причастным оборотом, сколько – c деепричастным, сколько – с приложением и так далее. Если их по два, значит, одно из них правильное, а во втором содержится ошибка.   

    Разберём ошибки.

    • Из девяти предложений причастный оборот есть в предложениях 1 и 4. В первом предложении причастный оборот – засевшего на дереве. Определяемое слово снайпера разрывает причастный оборот, это ошибка. Оно должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Значит, цифру 1 вписываем в таблицу ответов, а предложение 4 исключаем из разбора.
    • К предложениям с нарушением связи между подлежащим и сказуемым ищем предложения с оборотами ВСЕ, КТО или ТЕ, КТО. Таких предложений два – третье и шестое. В предложении 3 подлежащее все согласуется с глаголом-сказуемым приглашаются во множественном числе, а подлежащее кто согласуется с глаголом-сказуемым разбирается в единственном числе. Ошибок нет.
    • Рассмотрим шестое предложение. В придаточной части подлежащее кто согласуется с глаголом не любили во множественном числе. Это ошибка. Корректно говорить: Он был одним из тех, кто не любил говорить по пустякам. Вписываем цифру 6 в таблицу ответов.
    • Из оставшихся предложений деепричастный оборот содержат два – пятое и девятое. В пятом предложении подлежащее словарь совершает действие, выраженное глаголом-сказуемым понадобится, но не производит добавочного действия, выраженного деепричастием переводя (потому что перевод делает всё-таки человек, а не словарь). В этом предложении ошибка. Корректно говорить: Для перевода текста вам понадобится словарь. Вписываем цифру 5 в таблицу ответов, а предложение 9 исключаем из разбора.
    • Из оставшихся трёх предложений два содержат несогласованные приложения (названия в кавычках) – второе и седьмое. Сам термин «несогласованное приложение» говорит о том, что оно не согласуется с родовым словом и должно стоять в именительном падеже. Во втором предложении родовое слово в картине стоит в единственном числе в предложном падеже перед приложением в кавычках, которое должно стоять в именительном падеже. В предложении ошибка. Корректно говорить: В картине «Спящий пастушок» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. Цифру 2 вписываем в таблицу ответов, а предложение 7 исключаем из разбора.
    • У нас осталось одно предложение – восьмое. Проверим, относится ли оно к последнему типу грамматических ошибок – неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. В этом предложении есть сочетание предлога ПО и имени существительного. Предлог по имеет значение «после чего-либо», а весь оборот является производным предлогом к слову из лагеря. В производном предлоге существительное должно стоять не в дательном, а в предложном падеже. В предложении ошибка. Корректно говорить: Сразу же по приезде  из лагеря Иринка  побежала к подружке похвастаться найденным кусочком янтаря. Вписываем цифру 8 в таблицу ответов.


    Правильный ответ: А – 1; Б – 6; В – 5; Г – 2; Д – 8

  • Задание 3

    Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    • нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    • неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    • нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    • неправильное построение предложения с косвенной речью
    • ошибка в построении предложения с однородными членами
    1. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
    2. Работу по возведению моста было решено вести вопреки сложившихся правил не только летом, а круглогодично.
    3. В «Грозе» Островского разоблачается тёмное царство, где правят кабанихи и дикие.
    4. Витя сказал, что я приду к тебе.
    5. Вы вправе поступать наперекор советам родителей, но за последствия будете отвечать сами.
    6. Из романа «Героя нашего времени» можно узнать много подробностей о жизни дворянского общества в XIX веке.  
    7. Всех, кто работали на субботнике, похвалили за большой вклад в озеленение города.
    8. А. П. Чехов сказал, что «в человеке должно быть всё прекрасно».
    9. Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г Д
             

     

     
    Пояснение
     

    Сначала внимательно прочитайте типы грамматических ошибок, а затем определите, сколько предложений могут соответствовать предложенным типам. То есть сколько дано предложений с приложением, сколько – с косвенной речью, сколько – с однородными членами и так далее. Если их по два, значит, одно из них правильное, а во втором содержится ошибка.  

    Разберём ошибки.

    • Из девяти предложений мы можем выделить два с приложениями (то есть с названиями в кавычках) – третье и шестое. В третьем предложении при приложении нет определяемого слова. Значит, оно само должно изменяться по падежам, что мы и видим в данном примере (название «Гроза» стоит в предложном падеже). Ошибки нет. А в предложении 6 есть родовое слово из романа, оно стоит перед приложением, которое должно стоять в именительном падеже. В предложении ошибка. Корректно говорить: Из романа «Герой нашего времени» можно узнать много подробностей о жизни дворянского общества в XIX веке. Вписываем цифру 6 в таблицу с ответами.    
    • К предложениям с неправильным употреблением падежной формы существительного с предлогом можно отнести второе и пятое. Во втором предложении есть предлог ВОПРЕКИ, который должен согласовываться с существительным в дательном падеже, а не в родительном. В предложении ошибка. Корректно говорить: Работу по возведению моста было решено вести вопреки (чему?) сложившимся правилам не только летом, а круглогодично. Вписываем цифру 2 в таблицу с ответами. А в предложении 5 предлог НАПЕРЕКОР употреблён правильно.
    • К этому типу ошибок относится одно предложение – седьмое. Ошибка допущена в придаточной части: подлежащее кто должно согласовываться с глаголом-сказуемым в единственном числе. Корректно говорить: Всех, кто работал на субботнике, похвалили за большой вклад в озеленение города. Вписываем цифру 7 в ответы.
    • Из оставшихся предложений к предложениям с косвенной речью относятся четвёртое и восьмое. В четвёртом предложении придаточная часть – это передача чужой речи. В таких случаях местоимение Я не употребляется, его можно использовать только при прямой речи. В предложении допущена ошибка. Корректно говорить: Витя сказал, что он придёт ко мне. Можно даже опустить местоимение ОН: Витя сказал, что придёт ко мне. Вписываем цифру 4 в ответы. А в предложении 8 ошибок нет – в данном примере косвенная речь передана в виде цитаты в кавычках с маленькой буквы после союза ЧТО.
    • У нас остались два предложения с однородными членами – первое и девятое. В первом предложении однородные члены стоят после обобщающего слова и согласуются с ним в падеже: (где? на чём?) повсюду: на улицах, площадях, (в чём?) скверах – предложный падеж. При однородных членах стоят разные предлоги, так как слово «скверах» не употребляется с предлогом НА. Ошибки в предложении нет. А в предложении 9 с помощью союза И соединены дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение. Это ошибка: союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции. Корректно говорить: Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек по зарплате. Значит, в таблицу ответов вписываем цифру 9.

    Правильный ответ: А – 6; Б – 2; В – 7; Г – 4; Д –9