Тема 7. Синтаксические нормы
-
Задание 1
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- ошибка в построении сложного предложения
- нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
- И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
- Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
- В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
- С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.
- В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
- Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А. И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.
- В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.
- Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.
- Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A Б В Г Д Разбор задания СвернутьСначала внимательно прочитайте типы грамматических ошибок, а затем определите, сколько предложений могут соответствовать предложенным типам. То есть сколько дано предложений с причастным оборотом, сколько – сложных, сколько – с приложением и так далее. Если их по два, значит, одно из них правильное, а во втором содержится ошибка.
Разберём ошибки.
- Из девяти предложений причастный оборот есть в предложениях 3, 5 и 6. Но в предложении 3 есть слова с кавычками – приложение. Значит, оно скорее всего относится к другому типу ошибок. Рассматриваем предложения 5 и 6. В пятом предложении причастный оборот – привезённым из поездки на Восток. Определяемое слово для него – девяносто семь этюдов, где основным выступает существительное в родительном падеже. Значит, и причастный оборот должен согласовываться с ним в падеже – этюдов (каких?), привезённых из поездки на Восток. В пятом предложении допущена ошибка, корректно говорить: В 1885 году Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённых из поездки на Восток. Вписываем цифру 5 в таблицу, а предложение 6 исключаем из разбора.
- Из предложенных предложений сложных – четыре: второе, четвёртое, восьмое и девятое. Но предложения 2 и 8 содержат обороты все, кто (побывал) и те, кто (видит). Поэтому скорее всего они относятся к другому типу ошибок – согласование подлежащего и сказуемого. Рассматриваем предложения 4 и 9. Четвёртое предложение – сложноподчинённое, две основы – Михалков утверждал и мир можно увидеть. Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союза что. Ошибок нет. Девятое предложение – сложноподчинённое, две основы – замечаешь и «град Петров» изображён. В предложении союз что является лишним, так как придаточная часть должна присоединяться к главной с помощью союзного слова насколько. Корректно говорить: Читая классическую литературу, замечаешь, насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского. Вписываем в таблицу цифру 9.
- Из оставшихся предложений несогласованные приложения (названия в кавычках) есть в третьем и седьмом. Рассмотрим их. Сам термин «несогласованное приложение» говорит о том, что оно не согласуется с родовым словом и должно стоять в именительном падеже. В третьем предложении родовое слово – произведения, стоит в родительном падеже перед названием в кавычках. Название должно стоять в именительном - «Повесть о настоящем человеке». В предложении допущена ошибка. Корректно говорить: В основе произведения «Повесть о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. Вписываем цифру 3 в таблицу. А предложение 7 исключаем из разбора.
- К этому типу ошибок можно отнести, как мы уже определили, предложения 2 и 8. Во втором предложении две основы – кто побывал и все увёз. Во второй основе подлежащее все должно согласовываться с глаголом-сказуемым во множественном числе – увезли. В предложении допущена ошибка. Корректно говорить: Все, кто побывал в Крыму, увезли с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах. Вписываем цифру 2 в таблицу. А предложение 8 исключаем из разбора.
- У нас осталось первое предложение, которое должно соответствовать нарушению видовременно́й соотнесённости глагольных форм. Проверим это. В предложении два глагола – однородных сказуемых: (Тургенев) подвергает и раскрыл. Первый глагол стоит в настоящем времени, а второй – в прошедшем. Это ошибка, так как оба глагола должны употребляться в одном времени. Корректно говорить: Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя. Вписываем цифру 1 в таблицу.
Правильный ответ: А – 5; Б – 9; В – 3; Г – 2; Д – 1
-
Задание 2
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
- нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
- В картине «Спящем пастушке» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
- Все, кто разбирается в технике, приглашаются на открытие салона технических разработок.
- Мы гордились кустами роз, выращенными в саду своими руками.
- Переводя текст, вам понадобится словарь.
- Он был одним из тех, кто не любили говорить по пустякам.
- Лермонтов в драме «Маскарад» поднимает важные нравственные проблемы.
- Сразу же по приезду из лагеря Иринка побежала к подружке похвастаться найденным кусочком янтаря.
- Прогуливаясь по вечернему городу, мы завязали разговор.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A Б В Г Д Разбор задания СвернутьСначала внимательно прочитайте типы грамматических ошибок, а затем определите, сколько предложений могут соответствовать предложенным типам. То есть сколько дано предложений с причастным оборотом, сколько – c деепричастным, сколько – с приложением и так далее. Если их по два, значит, одно из них правильное, а во втором содержится ошибка.
Разберём ошибки.
- Из девяти предложений причастный оборот есть в предложениях 1 и 4. В первом предложении причастный оборот – засевшего на дереве. Определяемое слово снайпера разрывает причастный оборот, это ошибка. Оно должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Значит, цифру 1 вписываем в таблицу ответов, а предложение 4 исключаем из разбора.
- К предложениям с нарушением связи между подлежащим и сказуемым ищем предложения с оборотами ВСЕ, КТО или ТЕ, КТО. Таких предложений два – третье и шестое. В предложении 3 подлежащее все согласуется с глаголом-сказуемым приглашаются во множественном числе, а подлежащее кто согласуется с глаголом-сказуемым разбирается в единственном числе. Ошибок нет.
- Рассмотрим шестое предложение. В придаточной части подлежащее кто согласуется с глаголом не любили во множественном числе. Это ошибка. Корректно говорить: Он был одним из тех, кто не любил говорить по пустякам. Вписываем цифру 6 в таблицу ответов.
- Из оставшихся предложений деепричастный оборот содержат два – пятое и девятое. В пятом предложении подлежащее словарь совершает действие, выраженное глаголом-сказуемым понадобится, но не производит добавочного действия, выраженного деепричастием переводя (потому что перевод делает всё-таки человек, а не словарь). В этом предложении ошибка. Корректно говорить: Для перевода текста вам понадобится словарь. Вписываем цифру 5 в таблицу ответов, а предложение 9 исключаем из разбора.
- Из оставшихся трёх предложений два содержат несогласованные приложения (названия в кавычках) – второе и седьмое. Сам термин «несогласованное приложение» говорит о том, что оно не согласуется с родовым словом и должно стоять в именительном падеже. Во втором предложении родовое слово в картине стоит в единственном числе в предложном падеже перед приложением в кавычках, которое должно стоять в именительном падеже. В предложении ошибка. Корректно говорить: В картине «Спящий пастушок» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. Цифру 2 вписываем в таблицу ответов, а предложение 7 исключаем из разбора.
- У нас осталось одно предложение – восьмое. Проверим, относится ли оно к последнему типу грамматических ошибок – неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. В этом предложении есть сочетание предлога ПО и имени существительного. Предлог по имеет значение «после чего-либо», а весь оборот является производным предлогом к слову из лагеря. В производном предлоге существительное должно стоять не в дательном, а в предложном падеже. В предложении ошибка. Корректно говорить: Сразу же по приезде из лагеря Иринка побежала к подружке похвастаться найденным кусочком янтаря. Вписываем цифру 8 в таблицу ответов.
Правильный ответ: А – 1; Б – 6; В – 5; Г – 2; Д – 8 -
Задание 3
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- неправильное построение предложения с косвенной речью
- ошибка в построении предложения с однородными членами
- Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
- Работу по возведению моста было решено вести вопреки сложившихся правил не только летом, а круглогодично.
- В «Грозе» Островского разоблачается тёмное царство, где правят кабанихи и дикие.
- Витя сказал, что я приду к тебе.
- Вы вправе поступать наперекор советам родителей, но за последствия будете отвечать сами.
- Из романа «Героя нашего времени» можно узнать много подробностей о жизни дворянского общества в XIX веке.
- Всех, кто работали на субботнике, похвалили за большой вклад в озеленение города.
- А. П. Чехов сказал, что «в человеке должно быть всё прекрасно».
- Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д Разбор задания СвернутьСначала внимательно прочитайте типы грамматических ошибок, а затем определите, сколько предложений могут соответствовать предложенным типам. То есть сколько дано предложений с приложением, сколько – с косвенной речью, сколько – с однородными членами и так далее. Если их по два, значит, одно из них правильное, а во втором содержится ошибка.
Разберём ошибки.
- Из девяти предложений мы можем выделить два с приложениями (то есть с названиями в кавычках) – третье и шестое. В третьем предложении при приложении нет определяемого слова. Значит, оно само должно изменяться по падежам, что мы и видим в данном примере (название «Гроза» стоит в предложном падеже). Ошибки нет. А в предложении 6 есть родовое слово из романа, оно стоит перед приложением, которое должно стоять в именительном падеже. В предложении ошибка. Корректно говорить: Из романа «Герой нашего времени» можно узнать много подробностей о жизни дворянского общества в XIX веке. Вписываем цифру 6 в таблицу с ответами.
- К предложениям с неправильным употреблением падежной формы существительного с предлогом можно отнести второе и пятое. Во втором предложении есть предлог ВОПРЕКИ, который должен согласовываться с существительным в дательном падеже, а не в родительном. В предложении ошибка. Корректно говорить: Работу по возведению моста было решено вести вопреки (чему?) сложившимся правилам не только летом, а круглогодично. Вписываем цифру 2 в таблицу с ответами. А в предложении 5 предлог НАПЕРЕКОР употреблён правильно.
- К этому типу ошибок относится одно предложение – седьмое. Ошибка допущена в придаточной части: подлежащее кто должно согласовываться с глаголом-сказуемым в единственном числе. Корректно говорить: Всех, кто работал на субботнике, похвалили за большой вклад в озеленение города. Вписываем цифру 7 в ответы.
- Из оставшихся предложений к предложениям с косвенной речью относятся четвёртое и восьмое. В четвёртом предложении придаточная часть – это передача чужой речи. В таких случаях местоимение Я не употребляется, его можно использовать только при прямой речи. В предложении допущена ошибка. Корректно говорить: Витя сказал, что он придёт ко мне. Можно даже опустить местоимение ОН: Витя сказал, что придёт ко мне. Вписываем цифру 4 в ответы. А в предложении 8 ошибок нет – в данном примере косвенная речь передана в виде цитаты в кавычках с маленькой буквы после союза ЧТО.
- У нас остались два предложения с однородными членами – первое и девятое. В первом предложении однородные члены стоят после обобщающего слова и согласуются с ним в падеже: (где? на чём?) повсюду: на улицах, площадях, (в чём?) скверах – предложный падеж. При однородных членах стоят разные предлоги, так как слово «скверах» не употребляется с предлогом НА. Ошибки в предложении нет. А в предложении 9 с помощью союза И соединены дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение. Это ошибка: союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции. Корректно говорить: Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек по зарплате. Значит, в таблицу ответов вписываем цифру 9.
Правильный ответ: А – 6; Б – 2; В – 7; Г – 4; Д –9