Тема 24. Речь. Языковые средства выразительности

 

  • 1. Речь. Языковые средства выразительности

    В речи – и устной, и письменной – широко используются изобразительно-выразительные средства, чтобы наша речь была богатой, образной, понятной любому слушателю или читателю.

    Следует различать лексические и синтаксические средства выразительности.

    Лексические средства – это лексические группы слов и тропы. Синтаксические средства – это фигуры речи.

  • 2. Лексические средства

    ТРОПЫ – слова и выражения, основанные на переносном значении слов.

     

    • Метафора – перенос свойств с одного предмета (явления) на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно скрытое, нет сравнительных союзов.

    Например: Под голубыми небесами / Великолепными коврами, / Блестя на солнце, снег лежит (А. С. Пушкин) (лежащий снег сравнивается с великолепным ковром). Улыбкой ясною природа / сквозь сон встречает утро года (А. С. Пушкин) (утро – пробуждение, начало, возрождение; утро года = весна). Какая грусть! Конец аллеи / Опять с утра исчез в пыли, / Опять серебряные змеи / Через сугробы поползли (А. А. Фет) (серебряные змеи = позёмка, вьюга).

    • Сравнение – сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Используются союзы как, точно, словно, будто, сравнительная степень прилагательного или наречия.

    Например: Луна, как бледное пятно, / сквозь тучи мрачные желтела (А. С. Пушкин). И мы, сплетясь как пара змей, / Обнявшись крепче двух друзей… (М. Ю. Лермонтов).

    • Олицетворение – наделение предметов, явлений природы, абстрактных понятий качествами, эмоциями, действиями человека.

    Например: И звезда с звездою говорит (М. Ю. Лермонтов). Вечор, ты помнишь, / вьюга злилась, / На мутном небе / мгла носилась (А. С. Пушкин).

    • Эпитет – образное художественное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие?. Чаще всего выражено именем прилагательным или причастием.

    Например: Сколько там было кудрявых берёз… (Н. А. Некрасов). Гремят раскаты молодые… (Ф. И. Тютчев). В ушах оглохших пароходов / Горели серьги якорей (В. В. Маяковский).

    • Гипербола – художественное преувеличение размеров, силы, действия описываемого предмета, явления или человека, рассчитанное не на буквальное понимание, а на эмоциональное воздействие.

    Например: Я тебе тысячу раз напоминал об этом! Устал до смерти (из речи). Рот величиною в арку главного штаба; шаровары шириною с Чёрное море (Н. В. Гоголь.)

    • Литота – художественное преуменьшение размеров, силы, действия описываемого предмета, явления или человека, рассчитанное не на буквальное понимание, а на эмоциональное воздействие.

    Например: Я зашёл на минутку. Он находится буквально в двух шагах от дома (из речи). Мальчик-с-пальчик (из фольклора). Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка! (А. С. Грибоедов).

    • Метонимия – иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним какую-то связь.

    Например: Бумаги подождут – бумаги в значении документы, так как документы пишутся на бумаге, читаю Толстого – имя автора в значении его произведения, голова прошла – название части тела в значении физического недомогания, Бразилия выиграла у Испании – название стран в значении спортивных команд (из речи).

    Театр уж полон, ложи блещут, / Партер и кресла – всё кипит (А. С. Пушкин) – название места действия в значении людей, находящихся в этом месте. И снова переулком – сапоги, и птицы ошалелые летят…(Б. Окуджава) – название детали одежды в значении людей.

    • Синекдоха – разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот.

    Например: Золотая, дремотная Азия опочила на куполах (С. А. Есенин) – название части через целое. Мы все глядим в Наполеоны (А. С. Пушкин) – замена единственного числа множественным. Швед, русский – колет, рубит, режет… (М. Ю. Лермонтов) – замена множественного числа единственным. Сижу, разговорясь с светилом постепенно (В. В. Маяковский) – родовое понятие вместо видового (светило в значении «солнце»). Трудовая копейка в кармане лежит, а шальная ребром торчит (поговорка) – видовое понятие вместо родового (копейка в значении «деньги»).

    • Перифраза – описательное выражение предмета или явления по какому-либо его свойству или признаку. Используется, чтобы избежать повторов в тексте.

    Например: ночное светило (вместо луна), царь природы (вместо человек), погрузиться в сон (вместо заснуть), автор «Мёртвых душ» (вместо Н. В. Гоголь). У Пушкина: творец Макбета (вместо Шекспир), певец Литвы (вместо Мицкевич).

    • Ирония – скрытая насмешка, употребление слова или выражения в обратном буквальному смысле.

    Например: Итак, два почтеннейших мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой (Н. В. Гоголь) – о двух главных персонажах, недалёких, низких, бесчестных людях. А наше солнышко? Наш клад? / На лбу написано: Театр и Маскарад,/  Дом зеленью раскрашен в виде рощи, / Сам толст, его артисты тощи (А. С. Грибоедов) – об одном из персонажей светской Москвы.

    • Аллегория – букв. иносказание, выражение отвлечённых понятий в конкретных художественных образах, одно явление изображается и характеризуется через другое: богиня Фемида с весами в руке – аллегория правосудия; чаша и змея, обвившаяся вокруг неё, – аллегория врачевания, медицины. Аллегория часто используется в баснях, притчах.

    Например: Перекуём мечи на орала – аллегорический призыв к миру.

    Прекрасен царскосельский сад, / Где, льва сразив, почил орёл России мощной, / На лоне мира и отрад (А. С. Пушкин) – лев – аллегорический образ Швеции, проигравшей России войну.. 

     

    Также к лексическим средствам относятся лексические группы слов:

    • Синонимы – близкие по смыслу слова. Контекстные синонимы – приобретающие близость в значении в данном конкретном тексте.

    Например: огромный, громадный, великий, грандиозный и др.; скоро, вскорости, на днях, не сегодня-завтра, в недалёком будущем.

    • Антонимы – противоположные по смыслу слова. Контекстные антонимы – приобретающие противоположное значение в данном конкретном тексте.

    Например: холодный – горячий, добрый – злой; свежий (хлеб) – чёрствый (бублик).

    • Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

    Например: на краю света (=далеко), зуб на зуб не попадает (=замёрз), делать из мухи слона (=преувеличивать).

    • Архаизмы – устаревшие слова, вместо которых в языке употребляются новые.

    Например: околоток (=участок), ежели (=если), очи (=глаза).

    • Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления, потому что исчезли понятия и явления, которые они обозначали. Часто используются в исторической литературе.

    Например: алтын, вече, камзол, обер-прокурор.

    • Диалектизмы – слова, распространённые в языке на определённой территории, чаще в сельской местности.

    Например: баить (сев.) – гута(о)рить (южн.) = говорить; кочет (=петух), воркунок (=бубенчик), шибко (=сильно), кондовый (=крепкий). 

     

    К лексическим средствам можно отнести слова из разговорной лексики (просадить деньги, лайкнуть фотку), слэнговой (кореш, ботан, препод), научной (различные термины).

  • 3. Синтаксические средства

    ФИГУРЫ РЕЧИ – синтаксические конструкции, придающие речи богатство, разнообразие и выразительность.

    • Антитеза – противопоставление понятий, мыслей, образов. Часто создаётся с помощью антонимов (в том числе контекстных).

    Например: Белую работу / делает белый, / чёрную работу – / чёрный (В. В. Маяковский). Они сошлись. Вода и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой… (А. С. Пушкин).

    • Градация – расположение однородных членов по нарастанию смыслового или эмоционального значения (восходящая) или убыванию (нисходящая).

    Например: Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин). Никто не даст нам избавленья: / Ни бог, ни царь и ни герой (В. Граевский). Замелькали последние минуты, считанные, бесповоротные (Б. Пастернак).

    • Анафора – повторение одних и тех же или сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз (единоначатие).

    Например: Принимаю тебя, неудача, / И удача, тебе мой привет! / В заколдованной области плача, / В тайне смеха - позорного нет! / Принимаю бессонные споры, / Утро в завесах темных окна, / Чтоб мои воспаленные взоры / Раздражала, пьянила весна! / Принимаю пустынные веси! / И колодцы земных городов! / Осветленный простор поднебесий / И томления рабьих трудов! (А. Блок).

    • Эпифора – повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих предложений.

    Например: Когда подымет океан / Вокруг меня валы ревучи,/  Когда грозою грянут тучи, / Храни меня, мой талисман. / В уединенье чуждых стран, / На лоне скучного покоя, / В тревоге пламенного боя / Храни меня, мой талисман (А. С. Пушкин). Лес не тот! Куст не тот! Дрозд не тот! (М. Цветаева).

    • Оксюморон – контрастное соединение слов, противоположных по смыслу.

    Например: Мёртвые души (Н. В. Гоголь), Живой труп (Л. Н. Толстой) – названия произведений. Плохой хороший человек (А. П. Чехов) – автор об одном из своих героев. Счастливый неудачник (Ю. Трифонов) – автор о герое романа. Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг (М. Ю. Лермонтов).

    • Парцелляция – намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения на несколько частей с помощью точек, восклицательных знаков.

    Например: Когда избавит нас творец / От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! (А. С. Грибоедов). Но горы близко. Снег на них. / Мы время проведём / У печки. В Имеретии. Зимою. / Как в Переделкине, как под Москвою (В. Инбер).

    • Эллипсис – пропуск слов (чаще всего сказуемых-глаголов), придающий речи динамизм.

    Например: Офицер – из пистолета, Тёркин – в мягкое штыком (А. Твардовский). Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки (А. Н. Толстой).

    • Инверсия – необычный порядок слов в предложении.

    Например: Швейцара мимо он стрелой / Взлетал по мраморным ступеням. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили (А. С. Пушкин).

    • Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоционального воздействия, подчёркивания важнейшей мысли.

    Например: О, весна без конца и без краю – / Без конца и без краю мечта! (А. Блок). Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели (Ю. Казаков).

    • Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое строение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения.

    Например: Не ветер бушует над бором. / Не с гор побежали ручьи (Н. А. Некрасов). Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура (Д. С. Лихачёв).

    • Риторический вопрос – вопрос, заданный для того, чтобы привлечь внимание к какому-либо явлению, предмету, и не подразумевающий ответа.

    Например: Какой русский не любит быстрой езды? (Н. В. Гоголь). Мечты, мечты, / Где ваша сладость? (А. С. Пушкин).

    • Риторическое обращение – эмоциональное обращение к неодушевлённым объектам или к людям, непосредственно не участвующим в общении.

    Например: Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твоё существование… (А. П. Чехов). О Волга!.. колыбель моя! (Н. А. Некрасов).   

    • Вопросно-ответная форма текста – форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы для усиления эмоционального воздействия.

    Например: Блаженный Августин написал однажды: «Что есть государство без справедливости? Банда разбойников» (А. И. Солженицын). …Чего же добилась [русская интеллигенция] с огромными потерями для себя и для простого народа? Обратного конечного результата (А. И. Солженицын).

    • Однородные члены предложения – перечисление однотипных действий, предметов, признаков для увеличения объёма информации и усиления эмоционального воздействия.

    Например: А на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса (А. И. Солженицын). Конечно же, надо и знать, и любить, и беречь свою землю (В. Песков).

  • 4. Звукопись

    Ещё к языковым художественным средствам относится ЗВУКОПИСЬ – игра звуками для усиления выразительности. Чаще используется в поэзии.

    Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков.

    Например: Мело, мело по всей земле, / Во все пределы. /  Свеча горела на столе, / Свеча горела (Б. Пастернак).

    Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков.

    Например: Люблю грозу в начале мая, / Когда весенний первый гром, / Как бы резвяся и играя, / Грохочет в небе голубом (Ф. И. Тютчев).