Тема 19. Сложное предложение с разными видами связи

  • Задание 1

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.

     
    Пояснение
     

    При выполнении этого задания прежде всего определите грамматические основы в предложении и границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой – сочинительной или подчинительной связью, какие союзы использованы, есть ли сочетание сочинительных и подчинительных союзов.

    Рассмотрим данное предложение.

    Это сложноподчинённое предложение, состоящее из главного предложения (Выяснилось) и трёх придаточных (первое – что рукопись  окончательно ещё не отредактирована, второе – что сдавать её в типографию нельзя, третье – пока не будет проведена дополнительная работа). Два изъяснительных придаточных присоединяются к главной части при помощи союзов ЧТО, они являются однородными, их соединяет сочинительный одиночный союз И. Поэтому вместо цифры 1 мы ставим запятую перед союзом ЧТО на стыке главного предложения и первого придаточного, а вместо цифры 2 запятую перед союзом И не ставим. Вместо цифры 3 ставим запятую, потому что это начало третьего придаточного предложения – придаточного времени, которое присоединяется с помощью союза ПОКА. И вместо цифры 4 ставим запятую, потому что здесь заканчивается придаточное времени, относящееся ко второму придаточному (сдавать  её в типографию нельзя (до каких пор?), пока не будет проведена дополнительная работа).    

    Выяснилось, что рукопись окончательно ещё не отредактирована и что, пока не будет проведена дополнительная работа, сдавать её в типографию нельзя.

    Правильный ответ – 1, 3, 4.

  • Задание 2

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.

     
    Пояснение
     

    При выполнении этого задания прежде всего определите грамматические основы в предложении и границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой – сочинительной или подчинительной связью, какие союзы использованы, есть ли сочетание сочинительных и подчинительных союзов. 

    Рассмотрим данное предложение.

    Это сложноподчинённое предложение, состоящее из одного главного предложения, в котором есть однородные сказуемые (Весной этого года я окончил лицей и просто был поражён), и двух придаточных предложений. Первое – придаточное времени (когда приехал из Москвы), присоединяется к главному при помощи союзного слова КОГДА, ставим перед ним запятую вместо цифры 2. Там, где заканчивается это придаточное, тоже ставим запятую вместо цифры 3. Второе придаточное – изъяснительное (как изменился наш угрюмый дом), присоединяется к главному с помощью союзного слова КАК, ставим перед ним запятую вместо цифры 4. А перед союзом И вместо цифры 1 запятую не ставим, так как этот союз соединяет однородные сказуемые в главном предложении: окончил и был поражён.      

    Весной того года я окончил лицей и, когда приехал из Москвы, просто поражён был, как изменился наш угрюмый дом.

    Правильный ответ – 2, 3, 4.

  • Задание 3

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.

     
    Пояснение
     

    При выполнении этого задания прежде всего определите грамматические основы в предложении и границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой – сочинительной или подчинительной связью, какие союзы использованы, есть ли сочетание сочинительных и подчинительных союзов.

    Рассмотрим данное предложение.

    Это сложная синтаксическая конструкция, состоящая из простого предложения (Не бывает скучно в лесу) и сложноподчинённого предложения (если вы взгрустнёте, повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу, которая встретится на вашем пути). Они соединены союзом И, перед которым ставим запятую вместо цифры 1. В сложноподчинённом предложении есть придаточное условия (если вы взгрустнёте), которое стоит перед главной частью и присоединяется к ней с помощью союза ЕСЛИ, значит, вместо цифр 2 и 3 ставим запятые на границах придаточной части. Есть ещё одно придаточное – определительное (которая встретится на вашем пути), которое стоит после главной части и присоединяется к ней союзным словом КОТОРАЯ. Значит, ставим запятую вместо цифры 4, где начинается придаточное предложение.

    Не бывает скучно в лесу, и, если вы взгрустнёте, повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу, которая встретится на вашем пути.

    Правильный ответ – 1, 2, 3, 4.

  • Задание 4

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

     
    Пояснение
     

    При выполнении этого задания прежде всего определите грамматические основы в предложении и границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой – сочинительной или подчинительной связью, какие союзы использованы, есть ли сочетание сочинительных и подчинительных союзов.

    Рассмотрим данное предложение

    Это сложноподчинённое предложение, состоящее из главной части с однородными сказуемыми (он всё своё время посвящал созерцанию картин природы и часами изучал на  морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн), и двух придаточных. Первое придаточное – времени (когда художник жил в Крыму), стоит перед главным предложением, присоединяется к нему с помощью союза КОГДА. Там, где это придаточное заканчивается, вместо цифры 1 ставим запятую. Вместо цифры 2 перед союзом И запятую не ставим, потому что этот одиночный союз соединяет однородные сказуемые в главном предложении (посвящал и изучал). Вместо цифры 3 ставим запятую, потому что это начало ещё одного придаточного – условия (если погода располагала к прогулкам), которое присоединяется к главному с помощью союза ЕСЛИ. Вместо цифры 4 тоже ставим запятую, так как здесь заканчивается придаточное условия. 

    Когда художник жил в Крыму, он всё своё время посвящал созерцанию картин природы и, если погода располагала к прогулкам, часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

    Правильный ответ 1, 3, 4.

  • Задание 5

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.

     
    Пояснение
     

    При выполнении этого задания прежде всего определите грамматические основы в предложении и границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой – сочинительной или подчинительной связью, какие союзы использованы, есть ли сочетание сочинительных и подчинительных союзов. 

    Рассмотрим данное предложение.

    Это сложноподчинённое предложение, состоящее из главной части (Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал) и двух придаточных. Первое придаточное – изъяснительное (что был потрясён талантом крепостных людей), присоединяется к главному при помощи союза ЧТО, перед которым ставим запятую вместо цифры 1. Второе придаточное – времени (когда он увидел балет, то), оно стоит перед первым придаточным (от первого ставим вопрос ко второму) и присоединяется к  нему с помощью двойного союза КОГДА…ТО. Перед второй частью союза вместо цифры 3 ставим запятую. А вместо цифры 2  на стыке двух подчинительных союзов ЧТО + КОГДА запятую не ставим именно потому, что союз КОГДА имеет продолжение в виде слова ТО. (Если бы в этом предложении не было второй части ТО, между союзами ЧТО и КОГДА мы бы поставили запятую.) Вместо цифры 4 тоже запятую не ставим, потому что здесь нечего выделять или обосабливать.

    Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал, что когда он увидел балет, то был потрясён талантом крепостных людей.

    Правильный ответ 1, 3.