Тема 18. Сложноподчинённое предложение
-
Задание 1
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания.
Разбор задания СвернутьДля правильного выполнения задания выделите грамматические основы предложения. Определите границы главной и придаточной части. Помните, что место придаточного предложения может быть различным: оно может находиться перед главным, после или внутри него.
Рассмотрим данное предложение.
Это сложноподчиненное предложение с двумя грамматическими основами. Первая – горы лежали, вторая – очертания виднелись. Придаточная часть: сквозь который едва виднелись их очертания стоит после главной части, присоединяется союзом КОТОРЫЙ, но начинается раньше союза, со слова сквозь, перед которым и ставим запятую вместо цифры 2.
Итак, верное написание:
Утром горы лежали в тумане, сквозь который едва виднелись их очертания.
Правильный ответ: 2.
-
Задание 2
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги.
Разбор задания СвернутьДля правильного выполнения задания выделите грамматические основы предложения. Определите границы главной и придаточной части. Помните, что место придаточного предложения может быть различным: оно может находиться перед главным, после или внутри него.
Рассмотрим данное предложение.
Это сложноподчиненное предложение с двумя грамматическими основами. Первая – здания бежали, вторая – окна отражали. Придаточная часть окна которых отражали первые солнечные лучи находится внутри главного предложения, присоединяется союзом КОТОРЫХ, но начинается раньше союза со слова окна, перед которым ставим запятую вместо цифры 2, и заканчивается словом лучи, после которого ставим запятую вместо цифры 4.
Итак, верное написание:
Большие светлые здания, окна которых отражали первые солнечные лучи, бежали по обе стороны дороги.
Правильный ответ: 2, 4.
-
Задание 3
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мы с восторгом (1) смотрели на великолепные берега пролива (2) мимо (3) которых (4) проплывал наш катер.
Разбор задания СвернутьДля правильного выполнения задания выделите грамматические основы предложения. Определите границы главной и придаточной части. Помните, что место придаточного предложения может быть различным: оно может находиться перед главным, после или внутри него.
Рассмотрим данное предложение.
Это сложноподчиненное предложение с двумя грамматическими основами. Первая – мы смотрели, вторая – катер проплывал. Придаточная часть мимо которых проплывал наш катер стоит после главной части. Присоединяется союзом КОТОРЫХ, но начинается раньше союза, со слова мимо, перед которым и ставим запятую вместо цифры 2.
Итак, верное написание:
Мы с восторгом смотрели на великолепные берега пролива, мимо которых проплывал наш катер.
Правильный ответ: 2.
-
Задание 4
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
Разбор задания СвернутьДля правильного выполнения задания выделите грамматические основы предложения. Определите границы главной и придаточной части. Помните, что место придаточного предложения может быть различным: оно может находиться перед главным, после или внутри него.
Рассмотрим данное предложение.
Это сложноподчиненное предложение с двумя грамматическими основами. Первая – дорожки приобретают, вторая – линии символизируют. Придаточная часть извилистые линии которых символизируют поток энергии стоит внутри главного предложения, присоединяется союзом КОТОРЫХ, но начинается раньше союза, со слова извилистые, перед которым и ставим запятую вместо цифры 1, и, закрывая придаточную часть, после слова энергии ставим запятую вместо цифры 4.
Итак, верное написание:
Каменные дорожки, извилистые линии которых символизируют поток энергии, приобретают особое значение в японском саду.
Правильный ответ: 1, 4.
-
Задание 5
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в реальной жизни.
Разбор задания СвернутьДля правильного выполнения задания выделите грамматические основы предложения. Определите границы главной и придаточной части. Помните, что место придаточного предложения может быть различным: оно может находиться перед главным, после или внутри него.
Рассмотрим данное предложение.
Это сложноподчиненное предложение с двумя грамматическими основами. Первая – задачи используются, вторая – структура не имеет. Придаточная часть логическая структура которых не имеет аналогов в реальной жизни стоит после главной части. Присоединяется союзом КОТОРЫХ, но начинается раньше союза, со слова логическая, перед которым и ставим запятую вместо цифры 2.
Итак, верное написание:
Иногда в экспериментах используются задачи, логическая структура которых не имеет аналогов в реальной жизни.
Правильный ответ: 2.