Тема 15. Простое предложение с однородными членами. Сложносочинённое предложение
-
Задание 1
Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.
- Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.
- На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил бездонное небо.
- Ученье да труд всё перетрут.
- В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами.
Разбор задания СвернутьПри выполнении этого задания в первую очередь определите грамматические основы в предложении: одна основа – простое предложение, две и более – сложное. Затем определите, есть ли в предложении однородные члены, связаны ли они союзной или бессоюзной связью, и в зависимости от этого применяйте подходящее правило.Рассмотрим каждое предложение.
Первое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа с однородными подлежащими: (что?) прогулка, (что?) разговор были приятны. Подлежащие соединены одиночным союзом ИЛИ. Значит, запятую в этом предложении не ставим: Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.
Второе предложение тоже простое, потому что в нём одна основа с однородными сказуемыми: сумрак (что сделал?) скрыл, (что сделал?) набросил. Сказуемые соединены одиночным союзом И. Запятую перед ним не ставим. И есть однородные дополнения: очертания (чего?) лица, (чего?) фигуры, которые тоже соединены одиночным союзом И, перед которым запятую не ставим. Значит, в этом предложении запятых нет: Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.
Третье предложение сложное, потому что в нём две грамматические основы: первая – жилось (состоит из одного сказуемого), вторая – я полюбил. Части сложносочинённого предложения соединены союзом И. У них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части. Значит, в сложносочинённом предложении перед союзом И ставим запятую: На земле жилось нелегко, и поэтому я очень полюбил бездонное небо.
Четвёртое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа с однородными подлежащими: (что?) ученье, (что?) труд перетрут. Подлежащие соединены одиночным союзом ДА в значении И, перед которым запятая не ставится: Ученье да труд всё перетрут.
Пятое предложение простое, потому что в нём одна основа: он занимался. Есть однородные члены предложения – определения: дисциплинами (какими?) гуманитарными, (какими?) естественно-математическими. Они соединены двойным союзом КАК, ТАК И. Перед второй частью союза ставим запятую: В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными, так и естественно-математическими дисциплинами.
Следовательно, правильный ответ – предложения 3 и 5.
-
Задание 2
Укажите два предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
- Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.
- Царило безмолвие и солнце погружалось в пепел туч.
- Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
- Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.
Разбор задания СвернутьПри выполнении этого задания в первую очередь определите грамматические основы в предложении: одна основа – простое предложение, две и более – сложное. Затем определите, есть ли в предложении однородные члены, связаны ли они союзной или бессоюзной связью, и в зависимости от этого применяйте подходящее правило.Рассмотрим каждое предложение.
Первое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа, но с однородными подлежащими и однородными сказуемыми: (кто?) дети, (кто?) взрослые (что делали?) собирались, (что делали?) читали. Однородные подлежащие соединены одиночным союзом И, перед которым запятую не ставим. И однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, перед которым запятую не ставим. Значит, в этом предложении нет запятых: По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
Второе предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа: интонация лежит. В предложении есть однородные члены – дополнения: на грани (чего?) словесного, (чего?) несловесного, (чего?) сказанного, (чего?) несказанного. Они сгруппированы попарно, и в каждой паре слова соединены одиночным союзом И, перед которым запятая не ставится. А вот между собой эти пары соединены бессоюзной связью, значит, между ними надо поставить запятую (перед второй парой слов): Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного, сказанного и несказанного.
Третье предложение сложное: в нём две грамматические основы – безмолвие царило и солнце погружалось. Части предложения соединены союзом И, у них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части. Значит, перед союзом И в сложносочинённом предложении ставим запятую: Царило безмолвие, и солнце погружалось в пепел туч.
Четвёртое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа: Иван был сонливый ленивый. Прилагательные сонливый, ленивый входят в составное именное сказуемое, соединены одиночным союзом ДА в значении И, перед ним запятая не ставится: Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
Пятое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа, состоящая только из сказуемого: хотелось застать. Есть однородные члены предложения – обстоятельства: хотелось застать (где?) на полянке, (где?) на берегу. Они соединены одиночным союзом ИЛИ, перед которым запятая не ставится: Мне хотелось застать медведя гденибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.
Следовательно, правильный ответ – предложения 2 и 3.
-
Задание 3
Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.
- Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.
- Ответы вы можете дать или в устной или письменной форме.
- Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.
- Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.
Разбор задания СвернутьПри выполнении этого задания в первую очередь определите грамматические основы в предложении: одна основа – простое предложение, две и более – сложное. Затем определите, есть ли в предложении однородные члены, связаны ли они союзной или бессоюзной связью, и в зависимости от этого применяйте подходящее правило.
Рассмотрим каждое предложение.
Первое предложение простое, потому что у него одна грамматическая основа: (что?) произведения (что делают?) относятся. Есть однородные члены предложения – дополнения: относятся (к чему?) к живописи, (к чему?) к графике. Они соединены двойным союзом КАК, ТАК И. Перед второй частью этого союза ставим запятую: Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи, так и к графике.
Второе предложение простое, потому что одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: океан словно замер, рокочет. Сказуемые соединены одиночным союзом И, перед которым запятая не ставится. Есть ещё однородные члены – обстоятельства: рокочет (как?) тихо, (как?) вкрадчиво. Они тоже соединены одиночным союзом И, перед которым запятая не ставится: Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.
Третье предложение простое – в нём одна грамматическая основа: (кто?) вы (что делаете?) можете дать. Есть однородные члены предложения – определения: в форме (какой?) устной, (какой?) письменной. Они соединены повторяющимися союзами ИЛИ…ИЛИ, значит, перед вторым союзом ставим запятую: Ответы вы можете дать или в устной, или письменной форме.
Четвёртое предложение простое, в нём одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: (что?) арбуз (каков?) спел, (каков?) сахарист, (каков?) вкусен. (Краткие прилагательные выступают в роли сказуемых.) Все три однородных сказуемых соединены повторяющимися союзами И…И, перед вторым и третьим союзами ставим запятые: Арбуз и спел, и сахарист, и очень вкусен.
Пятое предложение простое, в нём одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: (что?) клён (что делал?) стоял, (что делал?) ронял. Сказуемые соединены одиночным союзом И, перед которым запятую не ставим. Обратите внимание на определения к слову клён: пышный и багряный. Они не являются однородными, так как характеризуют предмет по разным признакам: форма – пышный, цвет – багряный. Значит, запятую не ставим: Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.
Следовательно, правильный ответ – предложения 1 и 3.
-
Задание 4
Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски и он остаётся один со своим благополучием.
- Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
- Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
- Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
- Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным.
Разбор задания СвернутьПри выполнении этого задания в первую очередь определите грамматические основы в предложении: одна основа – простое предложение, две и более – сложное. Затем определите, есть ли в предложении однородные члены, связаны ли они союзной или бессоюзной связью, и в зависимости от этого применяйте подходящее правило.Рассмотрим каждое предложение.
Первое предложение сложное, потому что в нём две грамматические основы: (что?) жизнь (что делает?) теряет и (кто?) он (что делает?) остаётся. Части сложного предложения соединены одиночным союзом И, у них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова и нет общей придаточной части. Значит, в сложносочинённом предложении перед союзом ставим запятую: Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски, и он остаётся один со своим благополучием.
Второе предложение простое – в нём одна грамматическая основа: (кто?) каждый из скульпторов (что делал?) работал. Есть однородные определения к слову жанрах: (каком?) историко-мифологическом, (каком?) портретном, (каком?) пейзажном. Они соединены повторяющимися союзами И…И, но однородный ряд начат перед первым союзом, поэтому запятые ставим перед ним и следующим: Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом, и в портретном, и в пейзажном жанрах.
Третье предложение простое – одна грамматическая основа: (кто?) Грин (что делал?) мог описать. В предложении есть однородные члены – дополнения: мог описать (что?) изгиб, (что?) расположение, (что?) леса, (что?) города. Эти дополнения сгруппированы в две пары. В первой паре слова соединены двойным союзом КАК, ТАК И (как изгиб, так и расположение), перед второй частью союза ставим запятую. Во второй паре слова тоже соединены двойным союзом КАК, ТАК И (как леса, так и города), тоже ставим запятую. Между собой эти пары однородных дополнений связаны бессоюзной связью, значит, между ними ставим запятую. В этом предложении три запятые: Грин мог подробно описать как изгиб реки, так и расположение домов, как вековые леса, так и уютные приморские города.
Четвёртое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа: (что?) лес (что делал?) шумел. Есть однородные члены предложения – обстоятельства: шумел (как?) убаюкивающе, (как?) певуче, (как?) порывисто, (как?) тревожно. Эти обстоятельства сгруппированы в две пары. В первой паре слова соединены одиночным союзом И (убаюкивающее и певуче), перед которым запятую не ставим. Во второй паре – тоже одиночный союз И (порывисто и тревожно), запятую не ставим. Между собой эти пары соединены повторяющимися союзами ТО…ТО, перед вторым союзом ставим запятую: Лес шумел то убаюкивающе и певуче, то порывисто и тревожно.
Пятое предложение простое – в нём одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: (что?) мышление (что делает?) формируется, (что делает?) оказывается связанным. Сказуемые связаны одиночным союзом И, перед которым запятую не ставим: Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным.
Следовательно, правильный ответ – предложения 1 и 4.
-
Задание 5
Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.
- Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
- Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
- Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
- Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
Разбор задания СвернутьПри выполнении этого задания в первую очередь определите грамматические основы в предложении: одна основа – простое предложение, две и более – сложное. Затем определите, есть ли в предложении однородные члены, связаны ли они союзной или бессоюзной связью, и в зависимости от этого применяйте подходящее правило.Рассмотрим каждое предложение.
Первое предложение сложное – в нём две основы: (что?) молния (что сделала?) передёрнула и (кто?) я (что сделал?) увидел. Части сложного предложения соединены союзом И. У них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части, значит, в сложносочинённом предложении ставим запятую перед союзом: Яркая молния передёрнула небо, и я увидел над окном дымный облачный вал.
Второе предложение простое – в нём одна грамматическая основа: (кто?) дворянин (что делал?) должен был походить. Есть однородные члены предложения – дополнения: должен был походить (на кого?) на героя, (на кого?) на персонажа, (на кого?) на проповедника. Дополнения соединены повторяющимися союзами И…И, но однородный ряд начинается перед первым союзом, поэтому ставим запятые перед ним и перед следующим: Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов, и на персонажа античной истории, и на христианского проповедника.
Третье предложение простое – в нём одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: (кто?) преподаватель (что сделал?) обратил внимание, (что сделал?) убедил отдать. Сказуемые соединены одиночным союзом И, перед которым запятую не ставим. Ещё есть однородные дополнения: обратил внимание (на что?) на способности, (на что?) склонности. Они тоже соединены одиночным союзом И, перед которым запятую не ставим: Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
Четвёртое предложение простое – одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: (кто?) дачники (что делают?) гуляют, (что делают?) сидят. Сказуемые соединены одиночным союзом ИЛИ, перед которым не ставим запятую: Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
Пятое предложение сложное, в нём две основы: (что?) античность (что сделала?) предстала и (кто?) художник (что сделал?) воспринял. Части сложного предложения соединены союзом И. У них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части. Значит, в сложносочинённом предложении ставим перед союзом запятую: Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде, и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
Следовательно, правильный ответ – предложения 1 и 5.