Тема 20. Смысловая и композиционная целостность текста

 

  • 1. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

    Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое единой темой и основной мыслью. Слово «текст» переводится с латинского как «ткань, связь, соединение».

    Основными признаками текста являются:

    • заглавие или возможность озаглавить данный текст;
    • тематическое единство (предложения связаны одной определенной темой);
    • композиционное единство частей текста;
    • наличие грамматической связи между частями (должно быть понятно, о чем говорится от предложения к предложению и как это тематическое единство сохраняется при связи между предложениями);
    • смысловая целостность (связанность всех частей по смыслу);
    • относительная законченность;
    • стилистическое единство (подчинение одному стилю речи).

    Текст разделяется на абзацы, а тема текста – это то, о чём в нём говорится.

    Тексты могут быть и художественные, и публицистические, и разговорные.

    Чтобы правильно понимать все виды информации, заложенной в тексте, надо внимательно читать текст.

    В зависимости от конкретной формулировки задания ЕГЭ по этой теме следует обращать внимание или на основное содержание, или на детали, указанные в тексте, а может быть, оценивать определенное высказывание с точки зрения соответствия или несоответствия данному тексту. Может возникнуть необходимость раскрыть смысл высказывания автора.

     

  • 2. Формулировки, которые могут встретиться в задании
    • «Какое утверждение соответствует содержанию текста?»

    Необходимо найти предложение, которое практически точно передаёт информацию из текста.

    • «Какое утверждение не соответствует содержанию текста?»

    Необходимо найти предложение, которое даёт новую информацию, - ту, которой нет в предложенном тексте.

    • «Какое утверждение противоречит содержанию текста?»

    Надо обратить внимание на некоторые детали, второстепенную информацию, которую труднее всего заметить в тексте.

    Например. Дано утверждение: «Радиоактивные отходы являются источниками загрязнения почвы». А в тексте написано: «Радиоактивные источники могут быть условиями для загрязнения почвы». Словосочетание «могут быть» говорит о том, что вышеназванное утверждение не соответствует тексту, и вот в этой маленькой детали заключается определённая ловушка.

    Поэтому необходимо внимательно анализировать формулировки и отвечать на тот вопрос, который задан, а НЕ на ТОТ, на который вы знаете ответ.