Тема 6. Морфологические нормы

  • Задание 1

    В одном из выделенных ниже слов ДОПУЩЕНА ОШИБКА в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ошибку.

    • любимые ПРОФЕССОРА
    • НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил
    • в ДВУХСТАХ метрах
    • на ИХ территории
    • ОБГРЫЗАННОЕ яблоко
     
    Пояснение
     

    Определите, к какой части речи относится слово. У существительных определите число и падеж и найдите ошибку, если она есть. У прилагательных определите форму степени сравнения и найдите ошибку, если она есть. У числительных определите разряд (количественное или порядковое), вспомните, как они склоняются, и найдите ошибку, если она есть. У местоимений определите падеж и найдите ошибку, если она есть. У глаголов определите форму, в которой они стоят, и вспомните, есть ли такая форма слова в языке. У причастий и деепричастий определите вид, от каких глаголов они образуются, и  найдите ошибку, если она есть.

    Лю­би­мые ПРО­ФЕС­СО­РА – существительное (профессор) во множественном числе в именительном падеже. По нормам русского языка должно быть ударное окончание . Ошибки нет.

    НАИ­БО­ЛЕЕ РЕ­ШИ­ТЕЛЬ­НО по­сту­пил – наречие в превосходной степени сравнения, составная форма: (как?) решительно + наиболее. Ошибки нет.

    В ДВУХ­СТАХ мет­рах – сложное числительное (двести) в предложном падеже, при склонении должны изменяться обе части. Ошибки нет.

    На ИХ тер­ри­то­рии – притяжательное местоимение в предложном падеже. Формы ихней  в русском языке не существует. Ошибки нет.

    ОБ­ГРЫ­ЗАН­НОЕ яб­ло­ко – страдательное причастие прошедшего времени. Это причастие совершенного вида (яблоко уже обгрызли), значит, оно образовано от глагола совершенного вида (что сделать?) обгрызть, а не (что делать?) обгрызать (несовершенный вид). В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени перед -НН- сохраняется гласная А(Я), если она стоит перед -ТЬ в неопределённой форме глагола, и гласная Е – в других случаях. Так как в глаголе обгрызть перед -ТЬ нет гласной А(Я), значит, в причастии надо писать букву Еобгрызенный. В образовании этого слова допущена ошибка. Кор­рект­но: об­гры­зен­ное яб­ло­ко.

     Правильный ответ: ОБ­ГРЫ­ЗЕН­НОЕ

  • Задание 2

    В одном из выделенных ниже слов ДОПУЩЕНА ОШИБКА в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ошибку.

    • больше ШЕСТИСТА рублей
    • нет МЕСТ
    • ПРОИГРАВ вступление
    • скучает по НАС
    • вкусные ТОРТЫ
     
    Пояснение
     

    Определите, к какой части речи относится слово. У существительных определите число и падеж и найдите ошибку, если она есть. У прилагательных определите форму степени сравнения и найдите ошибку, если она есть. У числительных определите разряд (количественное или порядковое), вспомните, как они склоняются, и найдите ошибку, если она есть. У местоимений определите падеж и найдите ошибку, если она есть. У глаголов определите форму, в которой они стоят, и вспомните, есть ли такая форма слова в языке. У причастий и деепричастий определите вид, от каких глаголов они образуются, и  найдите ошибку, если она есть.

    Боль­ше ШЕ­СТИ­СТА руб­лей – сложное числительное (шестьсот) в родительном падеже, при склонении должны изменяться обе части. При образовании формы слова допущена ошибка. Кор­рект­но: более ше­сти­сот руб­лей.

    Нет МЕСТ – существительное среднего рода (место) во множественном числе в родительном падеже. По нормам русского языка должно иметь нулевое окончание. Ошибки нет.

    ПРО­ИГ­РАВ вступ­ле­ние – деепричастие, образованное от глагола совершенного вида (проиграть) при помощи суффикса. Ошибки нет.

    Скучает по НАС – местоимение (мы) в дательном падеже. По нормам русского языка должно оканчиваться на . Ошибки нет.

    Вкус­ные ТОРТЫ – существительное (торт) во множественном числе в именительном падеже. По нормам русского языка должно иметь безударное окончание . Ошибки нет.

    Правильный ответ: ШЕ­СТИ­СОТ

  • Задание 3

    В одном из выделенных ниже слов ДОПУЩЕНА ОШИБКА в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ошибку.

    • несколько НОЖНИЦ
    • умелые ПОВАРА
    • ДВОЕ подружек
    • в ПОЛУТОРА часах
    • пять БАРЫШЕНЬ
     
    Пояснение
     

    Определите, к какой части речи относится слово. У существительных определите число и падеж и найдите ошибку, если она есть. У прилагательных определите форму степени сравнения и найдите ошибку, если она есть. У числительных определите разряд (количественное или порядковое), вспомните, как они склоняются, и найдите ошибку, если она есть. У местоимений определите падеж и найдите ошибку, если она есть. У глаголов определите форму, в которой они стоят, и вспомните, есть ли такая форма слова в языке. У причастий и деепричастий определите вид, от каких глаголов они образуются, и  найдите ошибку, если она есть.

    Не­сколь­ко НОЖ­НИЦ – существительное (ножницы), имеющее только форму множественного числа, в родительном падеже. Должно иметь нулевое окончание. Ошибки нет.

    Уме­лые ПО­ВА­РА – существительное (повар) во множественном числе в именительном падеже. По нормам русского языка должно иметь ударное окончание . Ошибки нет.

    ДВОЕ по­дру­жек – собирательное числительное в именительном падеже + существительное во множественном числе. Это ошибка, так как такие числительные не употребляются с существительными женского рода (подружка). Корректно говорить: две подружки.

    В ПО­ЛУ­ТО­РА часах – дробное числительное (полтора) в предложном падеже. Во всех падежах, кроме именительного и винительного, должно иметь форму полутора. Ошибки нет.

    Пять БАРЫШЕНЬ – существительное (барышня) во множественном числе в родительном падеже. Существительное на -НЯ. Должно иметь нулевое окончание. Ошибки нет.

    Правильный ответ: ДВЕ

  • Задание 4

    В одном из выделенных ниже слов ДОПУЩЕНА ОШИБКА в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ошибку.

    • ВЫПРАВЬ текст
    • несколько ПОЛОТЕНЕЦ
    • пара ТУФЛЕЙ
    • старые ПРОПУСКА (документы)
    • новые ВЫБОРЫ
     
    Пояснение
     

    Определите, к какой части речи относится слово. У существительных определите число и падеж и найдите ошибку, если она есть. У прилагательных определите форму степени сравнения и найдите ошибку, если она есть. У числительных определите разряд (количественное или порядковое), вспомните, как они склоняются, и найдите ошибку, если она есть. У местоимений определите падеж и найдите ошибку, если она есть. У глаголов определите форму, в которой они стоят, и вспомните, есть ли такая форма слова в языке. У причастий и деепричастий определите вид, от каких глаголов они образуются, и  найдите ошибку, если она есть.

    ВЫ­ПРАВЬ текст – повелительная форма глагола выправить. Образован с помощью приставки от глагола править, который в повелительном наклонении имеет форму ПРАВЬ, а не прави. Значит, и в слове выправь сохраняется мягкий знак. Ошибки нет.

    Не­сколь­ко ПО­ЛО­ТЕ­НЕЦ – существительное среднего рода (полотенце), оканчивающееся на -ЦЕ, во множественном числе в родительном падеже. Должно оканчиваться на -ЕЦ. Ошибки нет.

    Пара ТУФ­ЛЕЙ – существительное женского рода (ту̀фля) во множественном числе в родительном падеже. По нормам русского языка должно иметь нулевое окончание. В образовании формы слова допущена ошибка, корректно говорить: пара туфель.

    Ста­рые ПРО­ПУСКА (документы) – существительное мужского рода (пропуск) во множественном числе в именительном падеже. В значении «документы» должно иметь ударное окончание , в отличие от значения «прогулы, пробелы», в котором будет безударное окончание (пропуски уроков). Ошибки нет. 

    Новые ВЫ­БО­РЫ – существительное мужского рода (выбор) во множественном числе в именительном падеже. Должно иметь безударное окончание . Ошибки нет.

    Правильный ответ: ТУ­ФЕЛЬ

  • Задание 5

    В одном из выделенных ниже слов ДОПУЩЕНА ОШИБКА в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ошибку.

    • ЛЯГТЕ на пол
    • опытные ШОФЁРЫ
    • к ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМУ году
    • конфликт БОЛЕЕ ГЛУБОЧАЙШИЙ
    • пара БОТИНОК
     
    Пояснение
     

    Определите, к какой части речи относится слово. У существительных определите число и падеж и найдите ошибку, если она есть. У прилагательных определите форму степени сравнения и найдите ошибку, если она есть. У числительных определите разряд (количественное или порядковое), вспомните, как они склоняются, и найдите ошибку, если она есть. У местоимений определите падеж и найдите ошибку, если она есть. У глаголов определите форму, в которой они стоят, и вспомните, есть ли такая форма слова в языке. У причастий и деепричастий определите вид, от каких глаголов они образуются, и  найдите ошибку, если она есть.

    ЛЯГТЕ на пол – повелительная форма глагола совершенного вида лечь, у которого происходит чередование корня. По нормам русского языка в единственном числе глагол должен иметь форму ты ляг, во множественном числе – вы лягте. (Несовершенный вид: ложитьсяложисьложитесь.) Ошибки нет.

    Опыт­ные ШОФЁРЫ – существительное мужского рода (шофёр) во множественном числе в именительном падеже. Должно иметь безударное окончание . Ошибки нет.

    К ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМУ году – составное числительное, порядковое, в дательном падеже. При склонении подобных числительных изменяется только последнее слово, а часть две тысячи не изменяется, в отличие от количественных числительных, в которых по падежам изменяется каждое слово (к двум тысячам семнадцати книгам). Ошибки нет.

    Кон­фликт БОЛЕЕ  ГЛУ­БО­ЧАЙ­ШИЙ – составная форма сравнительной степени имени прилагательного. Образуется  из двух слов: более + начальная форма прилагательного. Допущена ошибка, так как начальная форма прилагательного – глубокий. А слово глубочайший – это простая форма превосходной степени сравнения, которую нельзя смешивать со словом из составной формы. Кор­рект­но говорить: более глу­бо­кий.

    Пара БО­ТИ­НОК – существительное, обозначающее парный предмет (ботинки), во множественном числе в родительном падеже. По нормам русского языка должно иметь нулевое окончание. Ошибки нет.

    Правильный ответ: БОЛЕЕ ГЛУБОКИЙ