Тема 13. Уравнения, системы уравнений
-
Задание 1 Показательные уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие интервалу
Разбор задания Свернутьа) Преобразуем исходное уравнение; наша цель - свести его к квадратному, поэтому приводим показатели степени к одному и тому же значению:Теперь, после замены получаем квадратное уравнение корни которогоВозвращаемся к исходной переменной:б) Нам надо понять, входят ли полученные выше значения x в указанный в условии интервал Прежде всего отметим, что (так как логарифм всегда больше нуля) поэтому первый корень не входит в промежуток. Обозначим второй корень за y. Тогда Имеем: откуда, логарифмируя неравенство и добавляя информацию об интервале из условия, получаем:Следовательно, второй корень входит в промежуток.Ответ: а) б) -
Задание 2 Показательные уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие интервалу
Разбор задания Свернутьа) Преобразуем исходное уравнение; наша цель - свести его к квадратному, поэтому приводим показатели степени к одному и тому же значению:Теперь, после замены получаем квадратное уравнение корни которогоВозвращаемся к исходной переменной:б) Нам надо понять, входят ли полученные выше значения x в указанный в условии интервал Прежде всего отметим, что первый корень, , не входит в промежуток, так как скобочка круглая, а, значит, конец не входит. Обозначим второй корень за y. Тогда Заметим, что: откуда, логарифмируя неравенство и добавляя информацию об интервале из условия, получаем:Следовательно, второй корень входит в промежуток.Ответ: а) б) -
Задание 3 Показательные уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Разбор задания СвернутьЕсли посмотреть на основания степени, то становится видно, что справа написано разложение на множители основателя степени слева. Воспользуемся этим, чтобы упростить и сократить уравнение:Степенные выражения с равным основанием равны тогда и только тогда, когда равны показатели степени. Пользуясь этим, продолжаем преобразование:б) Так как все корни определены с точностью до перенесём начало и конец отрезка на назад; получим отрезокРисуя тригонометрический круг, непосредственно убеждаемся, что ему принадлежат корниПеренося на вперёд, получаем искомые корниОтвет: а) б) -
Задание 4 Показательные уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Разбор задания СвернутьНаша цель - избавиться от степенных выражений; для этого приведём выражения слева и справа к одному основанию степени. Имеем:В первом равенстве мы воспользовались формулой перехода к степени другого основания.Степенные выражения с одинаковым основание равны тогда и только тогда, когда равны их основания. Пользуясь этим, продолжим:Во втором переходе мы воспользовались формулой приведения.Далее, пользуясь формулой двойного угла: мы раскладываем левую часть на множители, что позволяет решить уравнение:б) Разобьём отрезок на 2: и Отмечая корни на 2 соответствующих тригонометрических кругах, узнаём, что нам подходят корниОтвет: а) б) -
Задание 5 Показательные уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Разбор задания СвернутьНаша цель - избавиться от степенных выражений; для этого приведём выражения слева и справа к одному основанию степени. Имеем:В первом и третьем преобразовании мы воспользовались тождествомСтепенные выражения с одинаковым основанием равны тогда и только тогда, когда равны их основания. Пользуясь этим, продолжим:Произведение сомножителей равно 0, значит, какой-то из них равен нулю:б) Разобьём отрезок на 2: и Отмечая корни на 2 соответствующих тригонометрических кругах, узнаём, что нам подходят корниОтвет: а) б) -
Задание 6 Показательные уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Разбор задания Свернутьа) Преобразуем исходное уравнение; наша цель - свести его к квадратному, поэтому приводим показатели степени к одному и тому же значению:Теперь, после замены получаем квадратное уравнение корни которогоВозвращаемся к исходной переменной:В первом преобразовании мы заметили, что степень не может равняться отрицательному числу, поэтому сразу исключили первое уравнение.б) Разобьём отрезок на 2: иОтмечая корни на соответствующих тригонометрических кругах, выясняем, что нам годятся корниОтвет: а) б) -
Задание 7 Показательные уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Разбор задания СвернутьНаша цель - избавиться от степенных выражений; для этого приведём выражения слева и справа к одному основанию степени. Имеем:В первом преобразовании мы воспользовались тождествомСтепенные выражения с одинаковым основанием равны тогда и только тогда, когда равны их основания. Пользуясь этим, продолжим:Произведение сомножителей равно 0, значит, какой-то из них равен нулю:б) Отмечая корни на соответствующем тригонометрическом круге, узнаём, что нам подходит лишь кореньОтвет: а) б) -
Задание 8 Показательные уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Разбор задания Свернутьа) После замены получаем квадратное уравнение корни которого(Заметим, что корни этого уравнения удобнее не считать по дискриминанту, а угадать, используя теорему Виета; очевидно, что произведение этих чисел равно свободному члену, а сумма - коэффициенту при t, взятому с минусом).Возвращаемся к исходной переменной:
б) Отмечая корни на соответствующем тригонометрическом круге, выясняем, что нам годятся корниОтвет: а) б)
-
Задание 9 Тригонометрические уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Разбор задания Свернутьа) Воспользуемся формулой двойного угла:и преобразуем уравнение:Отсюда получаем ответ:б) Отмечая корни на соответствующем тригонометрическом круге, выясняем, что нам годятся корниОтвет: а) б) -
Задание 10 Тригонометрические уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Разбор задания СвернутьВспомнив формулу двойного угла () и основное тригонометрическое тождество (), заметим, что уравнение может быть сведено к однородному относительно Воспользуемся этим:Разделим уравнение на и получим квадратное уравнение относительно
б) Разобьём отрезок на 2:иОтмечая корни на 2 соответствующих тригонометрических кругах, узнаём, что нам подходят корниОтвет: а) б) -
Задание 11 Тригонометрические уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Разбор задания СвернутьЕсли мы перенесём в правую часть, то увидим формулу двойного угла, записанную для (). Воспользуемся этим:б) Рисуя тригонометрический круг, непосредственно убеждаемся, что указанному отрезку принадлежат корниОтвет: а) б) -
Задание 12 Тригонометрические уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Разбор задания Свернутьа) Если мы воспользуемся формулой приведения, возникнет Таким образом, чтобы привести уравнение к квадратному относительно одной тригонометрической функции, нам требуется воспользоваться основным тригонометрическим тождеством: Итак:(в последнем переходе мы воспользовались тем, что косинус не может быть больше единицы, и по этой причине сразу отмели второй случай).б) Разобьём отрезок на 2: иОтмечая корни на соответствующих тригонометрических кругах, выясняем, что нам годится лишь кореньОтвет: а) б) -
Задание 13 Тригонометрические уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Разбор задания Свернутьа) Воспользуемся формулой приведения:Имеем по основному тригонометрическому тождеству: Итак:б) Разобьём отрезок на 2: иОтмечая корни на соответствующих тригонометрических кругах, выясняем, что нам годятся корниОтвет: а) б) -
Задание 14 Тригонометрические уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Разбор задания Свернутьа) Воспользуемся формулой двойного угла (), чтобы привести уравнение к одному аргументу, перенесём всё в левую часть, а дальше разложим получившееся слева выражение на множители:Произведение двух сомножителей равно нулю тогда и только тогда, когда равен нулю хотя бы один из них. Пользуясь этим, продолжаем:(Для решения первого уравнения разделим обе части наб) Отмечая корни на соответствующем тригонометрическом круге, выясняем, что нам годятся корниОтвет: а) б) -
Задание 15 Тригонометрические уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Разбор задания Свернутьа) Сведём выражение слева к выражению, зависящему только от Для этого следует воспользоваться последовательно формулой приведения и формулой двойного угла (), а также определением тангенса (). Далее разложим получившееся слева выражение на множители:Произведение двух сомножителей равно нулю тогда и только тогда, когда равен нулю хотя бы один из них. Пользуясь этим, продолжаем:б) Разобьём отрезок на 2: и Отмечая корни на соответствующих тригонометрическах кругах, выясняем, что нам годятся корниОтвет: а) б) -
Задание 16 Тригонометрические уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Разбор задания Свернутьа) По формуле приведения, Воспользуемся формулой двойного угла (), чтобы привести уравнение к одному аргументу, перенесём всё в левую часть, а дальше разложим получившееся слева выражение на множители:Произведение двух сомножителей равно нулю тогда и только тогда, когда равен нулю хотя бы один из них. Пользуясь этим, продолжаем:б) Отмечая корни на соответствующем тригонометрическом круге, выясняем, что нам годятся корниОтвет: а) б) -
Задание 17 Тригонометрические уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Разбор задания Свернутьа) Воспользуемся формулой для квадрата тангенса (), чтобы привести уравнение к квадратичному относительно :Произведя замену получаем:(делаем обратную замену)(последнее преобразование получено из-за того, что косинус не может быть меньше -1).б) Отмечая корни на соответствующем тригонометрическом круге, выясняем, что нам годится кореньОтвет: а) б) -
Задание 18 Тригонометрические уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Разбор задания Свернутьа) Эта задача несколько сложнее предыдущих. Во-первых, отметим ОДЗ: (так как стоит в знаменателе) и (так как присутствует тангенс). Далее нам бы хотелось свести уравнение к уравнению от одной тригонометрической функции одного знака. Квадрат тангенса выражается через квадрат косинуса, а вот квадрат котангенса выражается уже через синус. То есть, воспользовавшись цепочкой преобразований: ), приведём уравнение к квадратичному относительно:Произведя замену получаем:(делаем обратную замену)(последнее преобразование нуждается в особом пояснении. Дело в том, что всегда, когда мы имеем также , в чём можно убедиться, например, по тригонометрическому кругу. Мы этот случай исключили ранее по ОДЗ, следовательно, вся эта серия корней исключается, и остаётся только второй случай).б) Отмечая корни на соответствующем тригонометрическом круге, выясняем, что нам годится кореньОтвет: а) б) -
Задание 19 Тригонометрические уравнения
а) Решить уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Разбор задания Свернутьа) Первым делом отметим ОДЗ: (так как присутствует котангенс). Сведём наше уравнение к уравнению от по определению :(пользуясь основным тригонометрическим тождеством , сводим уравнение к квадратному относительно и решаем его):(последнее преобразование нуждается в особом пояснении. Дело в том, что всегда, когда мы имеем также, в чём можно убедиться, например, по тригонометрическому кругу. Мы этот случай исключили ранее по ОДЗ, следовательно, вся эта серия корней исключается, и остаётся только второй случай).б) Отмечая корни на соответствующем тригонометрическом круге, выясняем, что нам годится кореньОтвет: а) б)