Тема 3. Лексическое значение слова
-
Задание 1
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Отметьте вариант ответа, соответствующий этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
(1)Бурный рост экономики в XX веке вызвал грандиозные и во многом необратимые изменения в биосфере, хотя начало им положила вся предыдущая история освоения планеты. (2)Такое массированное воздействие на биосферу долго не осознавалось обществом как губительное для всего человечества, и, более того, человек долго ощущал себя «преобразователем» природы, а свои действия расценивал как «улучшение», «совершенствование», «управление». (3)Но, чтобы выжить, человеку сегодня необходимо радикально пересмотреть своё отношение к природе.
ПРИРО́ДА, -ы, жен.
- Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).
- Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.
- Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).
- перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.
Разбор задания СвернутьЧтобы определить, в каком из лексических значений употреблено многозначное слово, сначала необходимо внимательно прочитать текст, а затем путём подстановки каждого лексического толкования проверить, меняется ли смысл предложения в общем контексте.
Первое значение. Но, чтобы выжить, человеку сегодня необходимо радикально пересмотреть своё отношение ко всему существующему во Вселенной – возможна такая подстановка, но предложение получает другой смысл (более масштабный) в общем контексте.
Второе значение. Но, чтобы выжить, человеку сегодня необходимо радикально пересмотреть своё отношение ко всему неорганическому и органическому миру. То есть речь идёт о взаимоотношениях человека и природы – как раз об этом говорится в тексте.
Третье значение. Но, чтобы выжить, человеку сегодня необходимо радикально пересмотреть своё отношение к месту вне города – предложение потеряло смысл в общем контексте.
Четвёртое значение. Но, чтобы выжить, человеку сегодня необходимо радикально пересмотреть своё отношение к основному свойству, сущности – предложение потеряло смысл в общем контексте.
Правильный ответ: 2
-
Задание 2
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Отметьте вариант ответа, соответствующий этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
(1)Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. (2)Утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных. (3)Поэтому современные учёные (археологи, историки, этнографы, философы, писатели, лингвисты и др.) говорят о том, что защита и сохранение культурных особенностей народов и наций становятся ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения.
СРЕДА́, -ы, вин. среду, мн. среды, сред, средам, жен.
- Вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-н. Воздушная с. Питательная с. (жидкая или твёрдая смесь веществ, на к-рой выращиваются микроорганизмы; также перен.: условия, благоприятные для существования, порождения чего-н.).
- ед. Окружение, совокупность природных условий, в к-рых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая с. Охрана окружающей среды.
- ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей среды. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться из-за неблагоприятного окружения; устар. и шутл.).
Разбор задания СвернутьЧтобы определить, в каком из лексических значений употреблено многозначное слово, сначала необходимо внимательно прочитать текст, а затем путём подстановки каждого лексического толкования проверить, меняется ли смысл предложения.
Первое значение. Сохранение культурного вещества, заполняющего пространство, – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы – предложение потеряло смысл в общем контексте.
Второе значение. Сохранение культурной совокупности природных условий – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы – предложение потеряло смысл в общем контексте.
Третье значение. Сохранение культурных окружающих социально-бытовых условий, культурной обстановки – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы – именно об этом и говорится в тексте.
Правильный ответ: 3
-
Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Отметьте вариант ответа, соответствующий этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
(1)Археологи находят в славянских землях много кладов. (2)Ценность клада состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). (3)Но самым ценным для археологов является представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений.
ЖИЗНЬ, -и, жен.
- Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни.
- Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать ж. кому-н. (родить; высок.; также перен.). Ж. растения. Даровать ж. кому-н. (помиловать осуждённого; высок.). Рисковать жизнью. Спасти кому-н. ж. Вопрос жизни и смерти (наиважнейший). Между жизнью и смертью (в очень опасном для жизни положении). Отдать ж. за кого-что-н. (пожертвовать собой). Положить (класть) ж. за кого-что-н. (умереть, умирать за кого-что-н.).
- Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая ж. В начале, в конце жизни. Под конец жизни (в её конце). Прервалась чья-н. ж. Ж. прожить не поле перейти (посл.). Моя ж. в деревне.
- Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная ж. Семейная ж. Духовная ж. Кипучая ж.
- Реальная действительность. Провести решение в ж. Войти в ж. (осуществиться).
- Оживление, проявление деятельности, энергии. Улицы полны жизни. Больше жизни! (призыв действовать энергичнее, живее; разг.).
Разбор задания СвернутьЧтобы определить, в каком из лексических значений употреблено многозначное слово, сначала необходимо внимательно прочитать текст, а затем путём подстановки каждого лексического толкования проверить, меняется ли смысл предложения.
Первое значение. Но самым ценным для археологов является представление о совокупности явлений, происходящих в организме, и быте древних славян – предложение теряет смысл в общем контексте.
Второе значение. Но самым ценным для археологов является представление о физиологическом существовании человека, и быте древних славян – предложение теряет смысл в общем контексте.
Третье значение. Но самым ценным для археологов является представление о коротком или длинном времени физиологического существования человека, и быте древних славян – предложение теряет смысл в общем контексте.
Четвёртое значение. Но самым ценным для археологов является представление о деятельности общества и человека в тех или иных проявлениях, и быте древних славян – именно об этом идёт речь в тексте.
Пятое значение. Но самым ценным для археологов является представление о реальной действительности, то есть о сегодняшнем дне, и быте древних славян – явное противоречие общему смыслу текста.
Шестое значение. Но самым ценным для археологов является представление об оживлении, проявлении деятельности, энергии и быте древних славян – предложение теряет смысл в общем контексте.
Правильный ответ: 4