Тема 3. Лексическое значение слова

  • Задание 1

    Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПРИ­РО­ДА. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Отметьте вариант ответа, соответствующий этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    (1)Бур­ный рост эко­но­ми­ки в XX веке вы­звал гран­ди­оз­ные и во мно­гом не­об­ра­ти­мые из­ме­не­ния в био­сфе­ре, хотя на­ча­ло им по­ло­жи­ла вся преды­ду­щая ис­то­рия осво­е­ния пла­не­ты. (2)Такое мас­си­ро­ван­ное воз­дей­ствие на био­сфе­ру долго не осо­зна­ва­лось об­ще­ством как гу­би­тель­ное для всего че­ло­ве­че­ства, и, более того, че­ло­век долго ощу­щал себя «пре­об­ра­зо­ва­те­лем» при­ро­ды, а свои дей­ствия рас­це­ни­вал как «улуч­ше­ние», «со­вер­шен­ство­ва­ние», «управ­ле­ние». (3)Но, чтобы вы­жить, че­ло­ве­ку се­год­ня не­об­хо­ди­мо ра­ди­каль­но пе­ре­смот­реть своё от­но­ше­ние к при­ро­де.

    ПРИРО́ДА, -ы, жен.

    1. Всё су­ще­ству­ю­щее во Все­лен­ной, ор­га­ни­че­ский и не­ор­га­ни­че­ский мир. Мёртвая п. (не­ор­га­ни­че­ский мир: не рас­те­ния, не жи­вот­ные). Живая п. (ор­га­ни­че­ский мир).
    2. Весь не­ор­га­ни­че­ский и ор­га­ни­че­ский мир в его про­ти­во­по­став­ле­нии че­ло­ве­ку. Охра­на при­ро­ды. Вза­и­мо­от­но­ше­ния че­ло­ве­ка и при­ро­ды.
    3. Места вне го­ро­дов (поля, леса, горы, вод­ные про­стран­ства). Лю­бо­вать­ся при­ро­дой. На лоне при­ро­ды. Вы­ез­жать на при­ро­ду (прост.).
    4. перен., чего. Ос­нов­ное свой­ство, сущ­ность (книжн.). П. со­ци­аль­ных от­но­ше­ний. Ви­рус­ная п. за­бо­ле­ва­ния.

     

     
    Пояснение
     

    Чтобы определить, в каком из лексических значений употреблено многозначное слово, сначала необходимо внимательно прочитать текст, а затем путём подстановки каждого лексического толкования проверить, меняется ли смысл предложения в общем контексте.

    Первое значение. Но, чтобы выжить, человеку сегодня необходимо радикально пересмотреть своё отношение ко всему существующему во Вселенной – возможна такая подстановка, но предложение получает другой смысл (более масштабный) в общем контексте.

    Второе значение. Но, чтобы выжить, человеку сегодня необходимо радикально пересмотреть своё отношение ко всему неорганическому и органическому миру. То есть речь идёт о взаимоотношениях человека и природы – как раз об этом говорится в тексте.

    Третье значение. Но, чтобы выжить, человеку сегодня необходимо радикально пересмотреть своё отношение к месту вне города – предложение потеряло смысл в общем контексте.

    Четвёртое значение. Но, чтобы выжить, человеку сегодня необходимо радикально пересмотреть своё отношение к основному свойству, сущности – предложение потеряло смысл в общем контексте.

     Правильный ответ: 2

  • Задание 2

    Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СРЕДА. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Отметьте вариант ответа, соответствующий этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    (1)Со­хра­не­ние куль­тур­ной среды — за­да­ча не менее важ­ная, чем со­хра­не­ние окру­жа­ю­щей при­ро­ды. (2)Утра­ты в при­ро­де до из­вест­ных пре­де­лов вос­ста­но­ви­мы, в от­ли­чие от по­терь куль­тур­ных. (3)Поэтому со­вре­мен­ные учёные (ар­хео­ло­ги, ис­то­ри­ки, эт­но­гра­фы, фи­ло­со­фы, пи­са­те­ли, линг­ви­сты и др.) го­во­рят о том, что за­щи­та и со­хра­не­ние куль­тур­ных осо­бен­но­стей на­ро­дов и наций ста­но­вят­ся клю­че­вым мо­мен­том че­ло­ве­че­ско­го про­грес­са и са­мо­вы­ра­же­ния.

    СРЕДА́, -ы, вин. среду, мн. среды, сред, сре­дам, жен.

    1. Ве­ще­ство, за­пол­ня­ю­щее про­стран­ство, а также тела, окру­жа­ю­щие что-н. Воз­душ­ная с. Пи­та­тель­ная с. (жид­кая или твёрдая смесь ве­ществ, на к-рой вы­ра­щи­ва­ют­ся мик­ро­ор­га­низ­мы; также перен.: усло­вия, бла­го­при­ят­ные для су­ще­ство­ва­ния, по­рож­де­ния чего-н.).
    2. ед. Окру­же­ние, со­во­куп­ность при­род­ных усло­вий, в к-рых про­те­ка­ет де­я­тель­ность че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства, ор­га­низ­мов. Гео­гра­фи­че­ская с. Охра­на окру­жа­ю­щей среды.
    3. ед. Окру­жа­ю­щие со­ци­аль­но-бы­то­вые усло­вия, об­ста­нов­ка, а также со­во­куп­ность людей, свя­зан­ных общ­но­стью этих усло­вий. Со­ци­аль­ная с. Из ра­бо­чей среды. В нашей среде. С. заела кого-н. (о не­воз­мож­но­сти расти, раз­ви­вать­ся из-за не­бла­го­при­ят­но­го окру­же­ния; устар. и шутл.).

     

     
    Пояснение
     

    Чтобы определить, в каком из лексических значений употреблено многозначное слово, сначала необходимо внимательно прочитать текст, а затем путём подстановки каждого лексического толкования проверить, меняется ли смысл предложения.

    Первое значение. Сохранение культурного вещества, заполняющего пространство, – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы – предложение потеряло смысл в общем контексте.

    Второе значение. Сохранение культурной совокупности природных условий – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы – предложение потеряло смысл в общем контексте.

    Третье значение. Сохранение культурных окружающих социально-бытовых условий, культурной обстановки – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы – именно об этом и говорится в тексте.

    Правильный ответ: 3

  • Задание 3

    Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ЖИЗНЬ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Отметьте вариант ответа, соответствующий этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    (1)Ар­хео­ло­ги на­хо­дят в сла­вян­ских зем­лях много кла­дов. (2)Цен­ность клада со­сто­ит не в ко­ли­че­стве со­кро­вищ, а в ка­че­стве юве­лир­ных из­де­лий (среди них по­па­да­ют­ся на­сто­я­щие ше­дев­ры). (3)Но самым цен­ным для ар­хео­ло­гов яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о жизни и быте древ­них сла­вян, ко­то­рое скла­ды­ва­ет­ся в про­цес­се изу­че­ния най­ден­ных во время рас­ко­пок юве­лир­ных укра­ше­ний. 

    ЖИЗНЬ, -и, жен.

    1. Со­во­куп­ность яв­ле­ний, про­ис­хо­дя­щих в ор­га­низ­мах, осо­бая форма су­ще­ство­ва­ния ма­те­рии. Воз­ник­но­ве­ние жизни на Земле. Ж. Все­лен­ной. За­ко­ны жизни.
    2. Фи­зио­ло­ги­че­ское су­ще­ство­ва­ние че­ло­ве­ка, жи­вот­но­го, всего жи­во­го. Дать ж. кому-н. (ро­дить; высок.; также перен.). Ж. рас­те­ния. Да­ро­вать ж. кому-н. (по­ми­ло­вать осуждённого; высок.). Рис­ко­вать жиз­нью. Спа­сти кому-н. ж. Во­прос жизни и смер­ти (наи­важ­ней­ший). Между жиз­нью и смер­тью (в очень опас­ном для жизни по­ло­же­нии). От­дать ж. за кого-что-н. (по­жерт­во­вать собой). По­ло­жить (класть) ж. за кого-что-н. (уме­реть, уми­рать за кого-что-н.).
    3. Время та­ко­го су­ще­ство­ва­ния от его воз­ник­но­ве­ния до конца, а также в какой-н. его пе­ри­од. Корот­кая, дол­гая ж. В на­ча­ле, в конце жизни. Под конец жизни (в её конце). Пре­рва­лась чья-н. ж. Ж. про­жить не поле пе­рей­ти (посл.). Моя ж. в де­рев­не.
    4. Де­я­тель­ность об­ще­ства и че­ло­ве­ка в тех или иных её про­яв­ле­ни­ях. Об­ще­ствен­ная ж. Се­мей­ная ж. Ду­хов­ная ж. Ки­пу­чая ж.
    5. Ре­аль­ная дей­стви­тель­ность. Про­ве­сти ре­ше­ние в ж. Войти в ж. (осу­ще­ствить­ся).
    6. Ожив­ле­ние, про­яв­ле­ние де­я­тель­но­сти, энер­гии. Улицы полны жизни. Боль­ше жизни! (при­зыв дей­ство­вать энер­гич­нее, живее; разг.).

     

     
    Пояснение
     

    Чтобы определить, в каком из лексических значений употреблено многозначное слово, сначала необходимо внимательно прочитать текст, а затем путём подстановки каждого лексического толкования проверить, меняется ли смысл предложения.

    Первое значение. Но самым ценным для археологов является представление о совокупности явлений, происходящих в организме, и быте древних славян – предложение теряет смысл в общем контексте.

    Второе значение. Но самым ценным для археологов является представление о физиологическом существовании человека, и быте древних славян – предложение теряет смысл в общем контексте.

    Третье значение. Но самым ценным для археологов является представление о коротком или длинном времени физиологического существования человека, и быте древних славян – предложение теряет смысл в общем контексте. 

    Четвёртое значение. Но самым ценным для археологов является представление о деятельности общества и человека в тех или иных проявлениях, и быте древних славян – именно об этом идёт речь в тексте.

    Пятое значение. Но самым ценным для археологов является представление о реальной действительности, то есть о сегодняшнем дне, и быте древних славян – явное противоречие общему смыслу текста.

    Шестое значение. Но самым ценным для археологов является представление об оживлении, проявлении деятельности, энергии и быте древних славян – предложение теряет смысл в общем контексте.

    Правильный ответ: 4